На уходящей неделе, а именно 6 июля, исполнилось пять лет со дня смерти нашего выдающегося земляка – художника Владимира Кожуха.

Начало начал

Володя Кожух родился в Дрогичине 7 марта 1953 года. Наше детство в 50-60-е годы проходило на близлежащих улицах. Несмотря на довольно близкое соседство и даже наличие общих знакомых ребят, не могу похвастаться знакомством с самим Володей. Наверное, из-за того обстоятельства , что мы с ним учились в разных городских школах. Может быть, еще и оттого, что все школьные годы Вова с сестрой Леной проводили свои каникулы в деревне у бабушки. А еще более вероятно – потому, что в отличие от меня и большинства наших городских сверстников, Володя Кожух с юных лет являлся личностью целеустремленной, и, в то время, когда мы с ребятами играли в «войну» или зимой после уроков кувыркались в снеговых сугробах у дрогичинской речки, Володя, как он сам рассказывал в одном из последних своих интервью, «…был буквально поглощен рисованием. У нас в Дрогичине было три студии изобразительного искусства, и я посещал сразу все три…».

Бесспорно, определяющее значение для того, в каком именно направлении будет происходить развитие способностей подростка, имеют не только личные качества ученика, но и влияние на данный процесс личности самого Учителя.

Будущему заслуженному художнику Республики Беларусь в его дрогичинском детстве, несомненно, очень повезло с педагогами, благодаря которым он постиг азы изобразительного искусства.

В СШ №1 школьным учителем рисования у Володи был Николай Андреевич Бородинчик – яркий, замечательный педагог, сам художник по призванию, много сил отдававший преподаванию своего предмета на высоком уровне. Он был личностью творческой, незаурядной, занимался живописью, несколько его работ было представлено на областной художественной выставке. Н.А. Бородинчик также руководил работой школьного кружка изобразительного искусства, занятия которого посещали ребята, имевшие художественные наклонности. В их числе был и Володя Кожух. Кстати, в упомянутом выше столичном интервью художник очень тепло отзывался о своем школьном учителе и вспоминал, что именно по совету Николая Андреевича он решил после окончания 8 классов поступать на учебу в Минское художественное училище.

В памяти современников

Мне посчастливилось тесно пообщаться с Валерием Вениаминовичем Доброквашиным и Татьяной Дмитриевной Пясецкой – людьми, которые в 60-х годах приобщали многих дрогичинских школьников к азам художественного творчества в изостудии при Доме пионеров.

Валерий Вениаминович Доброквашин – известный в Дрогичине творческий человек, внесший значительный вклад в дело развития общественной культурной жизни нашего района. Он хорошо помнит Володю Кожуха – учитель и ученик с 60-х гг. на протяжении более чем полувека сохраняли теплые дружеские отношения и периодически встречались. Когда В. Кожух в свои студенческие годы и впоследствии, будучи уже известным белорусским художником, наведывался к родителям в Дрогичин, он каждый раз находил время навестить коллег-земляков, работавших в художественной мастерской.

В 1966 году Валерий Доброквашин, работавший уже четыре года художником-оформителем, стал руководителем изостудии при Дрогичинском Доме пионеров. Подростков в студии занималось много – целых три разновозрастных группы учащихся, среди которых было немало способных и даже талантливых ребят. Вова Кожух, по словам педагога, был уже тогда в числе первых учеников и отличался от других ребят не только способностями к рисованию, но, главным образом , такими личностными качествами, как целеустремленность и трудолюбие.

Валерий Вениаминович (или «Витаминыч», как между собой кружковцы прозвали своего наставника, которому тогда, в 1966, было всего лишь девятнадцать лет) вспоминает такой характерный пример: в конце самого первого занятия он дал группе в качестве домашнего задания поручение сделать самостоятельную зарисовку на тему природы. И единственным в коллективе, кто тогда добросовестно выполнил задание из двух десятков учащихся, оказался 13-летний дрогичинский подросток Вова Кожух.

Рассказал педагог и о том, как они неоднократно ходили в походы (иногда даже с ночевкой) на пленэр за железную дорогу в сторону Дубового, где тогда мелиораторы проводили осушение и велись торфоразработки… Картина там летом была очень живописная: островки среди болот, штабеля заготовленного темно-коричневого торфа у карьеров, залитых водой; рядом экскаваторы и машины ЗиЛ-130 голубого цвета, вывозившие на поля торфокрошку. Ребята делали зарисовки увиденного. Володя Кожух, как помнится учителю, сделал очень удачный натурный набросок, уже тогда производивший большое впечатление. В студии он свой рисунок доработал, и вскоре именно его произведение экспонировалось на областной и республиканской художественных выставках детского рисунка, где было отмечено Почетной грамотой.

Позже это первое произведение юного дрогичинского художника участвовало на выставке детского рисунка в Москве.

Наша землячка Татьяна Дмитриевна Пясецкая, ныне член Союза художников Беларуси, а тогда, в 1967-1968 годах еще 20-летняя студентка Московского Народного художественного университета, также хорошо помнит своего старательного и талантливого ученика – Вову Кожуха. В изостудии при Доме пионеров занималось немало одаренных ребят, – рассказывает Татьяна Дмитриевна, – но Володя Кожух выделялся среди всех особой настойчивостью и целеустремленностью». Сочетание именно этих двух качеств, по ее мнению, присуще гениям. У Володи очень хорошо получались карандашные рисунки. Со всеми заданиями он блистательно справлялся и радовал своими успехами. И еще он был удивительно скромным, принципиальным и талантливым мальчиком. Кроме занятий в студии он самостоятельно ходил на этюды, рисовал природу.

Уже много позже, спустя сорок лет, будучи признанным и заслуженным художником Беларуси, во время своей персональной выставки в городе Бресте, В.В. Кожух увидел среди других посетителей-брестчан Татьяну Дмитриевну. Он радостно поздоровался с ней и, взяв под руку, с гордостью представил ее всем собравшимся в выставочном зале коллегам по художественному цеху: «Это мой учитель!». Татьяна Дмитриевна, которая всегда в душе гордилась выдающимися успехами своего бывшего ученика, была растрогана до слез. А Володя Кожух потихоньку ей искренне признался: «Знаете, вспоминаю, что пока не попал к вам на занятия, когда вы учили нас смешиванию различных красок, добиваясь нужных цветовых оттенков, я даже и не подозревал, что в результате смешивания желтого цвета с черным получается зеленый… Смешно, правда?..»

К сожалению, в последующем встретиться учителю и ученику больше уже не довелось…

О чем-то близком и родном…

Сестра нашего выдающегося земляка, Елена Владимировна, живет в Одессе, уже на пенсии, но до сих пор работает главным бухгалтером. В течение всего, выдавшегося таким неспокойным месяца марта 2022 г., мы с Еленой периодически общались в Сети, и она рассказала о своих семейных корнях дословно следующее: «Отец ушел на фронт в 1944 г., был ранен 5 мая 1945 г. под Берлином. После войны он пошел служить в милицию… Мы с Вовой ходили в школу на Вокзальной. Лето проводили у бабушки на хуторе в д. Переспа. Деревня Немержа недалеко от Переспы, и мы с Вовой даже пешком ходили до Немержи, когда автобусы из Переспы не шли».

Среди полотен В.В. Кожуха имеется пейзаж с незамысловатым на первый взгляд сюжетом – среди золота полей в окантовке зелени расположен маленький хуторок, с ведущей к нему проселочной дорогой.

Я не очень уверен, но мне почему-то кажется, что сюжет данной картины Владимира Кожуха навеян именно воспоминаниями о том далеком хуторском периоде детских времен, проведенных в деревне у бабушки на дрогичинской земле – слишком много тепла и ностальгической любви излучается из этой золотой и зеленой палитры красок, слишком ощутимо в изображении восприятие окружающего мира глазами ребенка…

 

Главная картина в жизни

Творческий путь художника вовсе не был легким и гладким: сразу после завершения учебы в институте он в течение трех лет работал в качестве руководителя изостудии в знаменитом колхозе им. Орловского на Могилевщине, а потом, вернувшись с семьей в Минск, упорно трудился, добиваясь творческого признания. Особый этап творчества В. Кожуха – его командировка совместно с другими коллегами по художественному цеху в зону радиоактивной аварии, и как результат – чернобыльская серия его работ, сразу получивших общественное признание. Эта поездка наложила неизгладимый отпечаток на мировосприятие художника и стиль его произведений. В его работах, объединенных темой «Чернобыля черная быль» при всей реалистичности художественных полотен определенно ощущается влияние символизма. Это вполне понятная тенденция – с помощью знаковых символов осмыслить трагические события, наполнив их глубоким философским содержанием. Эта же тенденция некоторого отхода от традиций художественного реализма сохранилась и развилась и в последующих сериях работ В.В. Кожуха, представленных на шагаловском пленэре в 1994 году и удостоенных специальной премии.

Как вспоминал сам Владимир в своем откровенном интервью 2016 года, его новая манера письма вызвала определенное неприятие со стороны одного из самых любимых и авторитетных Володиных учителей – известного приверженца художественного реализма Михаила Савицкого, который настолько резко осуждал своего ученика, что они почти на десятилетие даже прекратили всякое общение друг с другом.

Но каждый сам выбирает свой путь, по которому ему идти. В.В. Кожух выбрал свое направление творческого развития и достигнутые им в данной области успехи говорят сами за себя.

В своем последнем интервью Владимир Кожух признался, что тему главной в своей жизни картины он пока не нашел, но она уже на подходе…

К сожалению, мастеру было не суждено реализовать этот свой замысел, поскольку жить ему оставалось менее года… Но и всего того, что успел осуществить художник в течение своего земного пути, достаточно, чтобы говорить о его весомом вкладе в сокровищницу художественных ценностей Беларуси.

Сергей Кузьмин