Силен не тот, кто никогда не падал, а тот, кто, упав, сумел подняться и пойти дальше. Эта давняя истина нашла подтверждение и в коллективе КСУП «Племенной завод Закозельский»: в феврале 2017 года сельхозпредприятие было признано экономически несостоятельным, однако за неполных три года вышло из санации и восстановило платежеспособность. Хронологию событий и анализ причин, по которым некогда передовое хозяйство оказалось в аутсайдерах, а также последующие усилия по его реабилитации и восстановлению, мы воспроизводим по рассказам специалистов, которые живут и работают на земле Закозелья.

По словам главного бухгалтера предприятия Елены Ивановны Румачик, вся трудовая жизнь которой связана с работой в «Закозельском», ситуация неплатежеспособности, когда собственных денег на осуществление деятельности катастрофически не хватало и предприятие начало жить взаймы, привлекая на покрытие хозяйственных нужд многочисленные кредиты, возникла не в одночасье. И с каждым годом эти долги нарастали, как снежный ком. Положение усугубляли и хозяйственные неурядицы: где-то недополучили урожай, недодоили молока, недополучили выручки.

В результате ощутимо стало не хватать денег на обеспечение текущей деятельности, не говоря уже о погашении кредитов. А окончательно в долговую яму коллектив загнали кредиты под неимоверно высокие проценты, которые навязывали прежним руководителям племзавода на возведение объектов отнюдь не первостепенной важности. В частности, картофелехранилища, которое в нынешней экономической ситуации, когда «второй хлеб» не является стратегической и высокодоходной сельскохозяйственной культурой, так и не принесло желаемой отдачи. Хотя в него вкладывались деньги под баснословные проценты…

Антикризисный управляющий Сергей Викторович Дроздов

– Уже к 2015 году экономика хозяйства приобрела устойчивый «минус». И первое, на что мы пошли, оказавшись в такой ситуации, – умышленно отказались от кредитов, чтобы не наращивать денежные займы и не увеличивать долговые обязательства. Это был нестандартный шаг, и не все отнеслись к такому решению с пониманием. Ведь к этому времени сложилась практика, когда должников банк перекредитовывал на кабальных условиях. Но мы, можно сказать, первыми поломали эту систему. Помню, как поехали в банк и говорим, что категорически отказываемся от перекредитовки. У всех сразу возник вопрос: «А как будете выходить из положения?». Мы же, помню, сняли с расчетного счета деньги, выплатили зарплату, комиссию банку, закрыли кредиты по жилью, оплатили электроэнергию и то, на что хватило тогда денег.

Это было впервые, когда мы ничего не перекредитовали. Но именно это остановило дальнейший обвал и ком нарастания долгов, хотя и не спасло нас от процедуры банкротства. По итогам деятельности за январь-декабрь 2016 года от реализации продукции в хозяйстве было получено 348 тысяч рублей убытка. Мы оказались в состоянии неплатежеспособности, которая приобретала устойчивый характер. В установленные сроки мы не могли осуществлять свои платежные обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. То есть зарплату мы выплачивали, но на налоги, приобретение техники и другие нужды оборотных средств катастрофически не хватало. И 14 февраля 2017 года мы подали заявление в экономический суд о признании нас экономически несостоятельными, а 9 марта нас объявили банкротами. Нам всем пришлось ужаться и начать жить, что называется, по средствам. И в первую очередь зарплату урезали специалистам, – рассказывает Елена Ивановна.

Статус предприятия-банкрота позволил племзаводу «Закозельский» внести в реестр, или, говоря понятным языком, на определенное время «заморозить» отдельные виды кредиторской задолженности.

– Мы знаем, что она у нас есть, отражаем ее в статистике, но долги отсрочились, и получилось, что текущую деятельность мы начали с чистого листа. Что заработали – то и использовали. Однако 2017-й год был очень тяжелым. Статус предприятия-банкрота сильно вредил нашей репутации. Никто не хотел с нами работать, заключать договора и давать продукцию с рассрочкой платежа. Мне приходилось брать свод документов, в которых было прописано, что наше состояние не лишает нас государственной поддержки, субсидий и прочих льгот и преференций, но не всегда это помогало решать вопросы в нашу пользу. И первое, чего это коснулось, были минеральные удобрения, которых мы в том году значительно недополучили. Но у нас не было кредитов, нам не выставлялись финансовые требования, поэтому можно было спокойно работать со своими денежными счетами. И дело потихоньку наладилось, – вспоминает тот нелегкий период хозяйствования главный бухгалтер племзавода «Закозельский».

Трудным – не только физически, но и морально – оказался 2017-й год и для главного специалиста сельхозпредприятия Андрея Николаевича Кунаховца. Как он рассказывал, то вхождение в стадию банкротства было очень болезненным не только для специалистов, но и для рядовых тружеников хозяйства, в числе которых – немало достойных, порядочных земледельцев, которые десятилетиями на деле подтверждали свой высокий профессионализм. Но еще хуже, что эта ситуация весьма негативно повлияла на имидж предприятия перед поставщиками, и как только закозельцы попали в список потенциальных банкротов, договариваться о поставках запчастей, минеральных удобрений, качественных семян и т.д. им стало значительно труднее.

– Под залог будущего урожая нам практически ничего не отпускали, и в 2017-м году мы не смогли внести в почву необходимое количество азота, фосфора и других необходимых компонентов. Но их недостаток мы компенсировали удвоенным трудом, удвоенным старанием людей, которые, несмотря ни на что, стремились лучше выработать землю, вспахать, качественно посеять… Словом, трудились на энтузиазме и без серьезных денежных вложений. Хорошо организовали работу с органикой. Фактически на ней и был получен весьма достойный урожай 2017 года, и по результатам финансово-экономической деятельности мы вышли на прибыль. Она была ничтожно малой – всего 9000 рублей новыми деньгами. Но это уже был плюс, а не минус, – уточняет А.Н. Кунаховец.

В марте 2018 года предприятие было передано антикризисному управляющему С.В. Дроздову. В этом коллективе Сергей Викторович – человек не новый: в свое время здесь он работал главным ветеринарным врачом, заместителем директора хозяйства, в Закозеле и сегодня находится его дом и семья.

– Я хорошо знал людей, поскольку работал с ними, и это вселяло уверенность, что мы справимся. А дальше мы стали просчитывать каждый шаг, каждое действие, чтобы избежать каких-либо негативных последствий, стали постепенно наращивать производство, увеличивать поголовье скота: если в 2016 у нас было 2206 голов КРС, то к концу 2018 года его численность увеличилась до 2651 головы, и работа в этом направлении продолжается. Конечно же, для этого создавалась определенная материальная база: в коллективе не растеряли хороший опыт заготовки кормов, увеличили урожайность зерновых, валовые надои и привесы.

К примеру, валовый сбор зерна в нынешнем году составил 4651 тонну, что на 1349 тонн больше, чем было в докризисном 2016 году. По сравнению с аналогичным периодом удой на корову в хозяйстве увеличился на 1000 килограммов, и за 11 месяцев текущего года составил 5025 кг. И если в марте минувшего года, когда я пришел в хозяйство, ежедневная денежная выручка за молоко составляла порядка 5 тыс. рублей, то теперь она удвоилась и исчисляется суммой более 10 тыс. рублей. И эти цифры говорят сами за себя, – рассуждает С.В. Дроздов.

Строительная бригада племзавода «Закозельский» под руководством инженера-строителя Александра Григорьевича Корчевского (третий слева), в составе которой работают Геннадий Николаевич Сакович, Дмитрий Васильевич Кобак, Василий Степанович Дмитриюк, Вячеслав Александрович Дмитриюк, Иван Геннадьевич Шостак

– Если 2016-й год мы завершали с минусом, в 2017-м получили чуть больше нуля, то уже в 2018-м прибыль от реализации у нас составила плюс 356 тысяч рублей, а чистая прибыль – 669 тыс. рублей. У нас даже за вычетом государственной поддержки оставалось 358 тыс. рублей чистой прибыли. И это был наш первый успех. В 2019-м году мы начали заниматься обновлением производства, приобрели технику на 574 тыс. рублей. За 11 месяцев текущего года выручка от реализации у нас составила 4993 тыс. рублей, или плюс 663 тыс. рублей к прошлому году. И самое главное – 25 ноября экономическим судом было принято решение об утверждении мирового соглашения, в результате чего мы стали первым в районе предприятием, которое вышло из санации, – подытоживает цифровые показатели Елена Ивановна Румачик.

Появились деньги – и работа оживилась. Понемногу начали вкладывать их в обновление производства. За счет собственных средств и собственными силами в хозяйстве были выполнены отдельные строительные работы, и даже возведен новый телятник. По дороге на этот объект антикризисный управляющий Сергей Викторович Дроздов и инженер-строитель Александр Григорьевич Корчевский рассказывают, что все, что планировали на текущий год – было сделано. Обновлен фасад конторы, построено 2 новые сенажные траншеи и 1 заасфальтирована, в столовой агрогородка заменили кровлю, которая протекала…

– Мы старались сохранить все те объекты, которые есть на территории сельхозпредприятия. Та же столовая не приносит нам прибыли, но она нужна людям, которые отмечают в ней и свадьбы, и юбилеи, и другие семейные торжества. А в сезон полевых сельхозработ там готовят еду для наших механизаторов. Поэтому как бы трудно не приходилось – мы старались не допустить ее разрушения… Также отремонтировали и восстановили пилораму, которая около семи лет стояла без работы. Благодаря этому сами заготавливали лесоматериалы, что впоследствии значительно удешевило стоимость нашего нового телятника, – рассказывает А.Г. Корчевский.

А вот мы и на новом животноводческом объекте.

– Помещение старого телятника было в аварийном состоянии и с древней технологией производства. Весной было принято решение сделать ремонт. Но когда его начали – поняли, что лучше все разобрать и возводить сначала. На приобретение строительных материалов было израсходовано порядка 80 тыс. рублей. Это – стоимость объекта без учета работы строителей и прочих затрат. Теперь здесь остается только установить ограждения и поилки. И к новому году телята и их доглядчики перейдут в новое помещение, в котором основные производственные процессы – кормление животных и навозоудаление – будут механизированы, – поясняет С.В. Дроздов.

Свои функции как антикризисный управляющий Сергей Викторович выполнил, показав, каким может быть результат, если все делать сообща и с толком: дело о банкротстве прекращено, права собственника сельхозпредприятия восстановлены и все вернулось на круги привычной хозяйственной деятельности. Остается работать, рассчитывать свои силы, чтобы впредь не наступать на те же грабли и не попасть в ситуацию банкротства, выйти из которой сложно, но можно.

Галина ШАФРАН
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА