В трудовой книжке Федора Сергеевича Климовича много записей о его работе в разных организациях. Немало и наград, поощрений. Но вспоминая свой трудовой путь, ныне уже пенсионер, более всего гордится тем, что в свое время внес значительный вклад в благоустройство Дрогичинщины. В 70-е годы, работая автогрейдеристом в ДЭУ-177, Федор Сергеевич проложил большинство улиц, дорог в нашем городе и районе.
Родом пенсионер из деревни Клещи Ивановского района, но большую часть своей жизни он провел в Дрогичине. Тяготы послевоенного времени заставили Федора Сергеевича с детства приобщиться к труду. К тому же рано умер отец. Чтобы прокормить семью, мать пошла работать в колхоз, а Федя взялся пасти деревенских коров. За выпас своей скотины каждый сельчанин платил ему по три пуда зерна в месяц. Все время, когда выгоняли коров на пастбища, Федя был пастухом, а зимой ходил в деревенскую школу.
Так шел год за годом, и вчерашний мальчик возмужал, окреп. Решил парень трудоустроиться в местный колхоз, но там работы для него не нашлось. Один из друзей Федора ездил на заработки в Днепропетровскую область и по приезду предложил в следующий раз взять его с собой. И вот, накануне уборочной страды, наш собеседник и трое его товарищей отправились на юг Украины. Путь был неблизкий, да и опасный: ехали они тайком в товарных поездах, прятались, а было дело, пришлось и на ходу с движущегося поезда спрыгивать. Но, несмотря на все трудности, они добрались до назначенного места, колхоза в городе Ильичевск (ныне Черноморск), что находится недалеко от Азовского моря. Там новоприбывших распределили, кого на хлебные нивы прицепщиком, кого пастухом. Часто после работы возили ребят на море купаться. На всю жизнь запомнил наш собеседник те красивые места на берегу Азовщины. Да и край тот для них, белорусских парней, показался не менее экзотичным: повсюду спели дыни, арбузы, виноград. С окончанием уборочной страды парни вернулись домой на поезде, в одном из контейнеров которого были вырученные ими за работу зерно, мука. Плюс к этому каждому заплатили по 500 рублей. Перезимовав дома, на следующий год Федор Климович снова отправился на заработки, теперь уже в Запорожскую область.
А дальше была учеба в школе механизации и в качестве практики отправка на освоение целинных земель Кокчетавской области Казахской ССР. По две смены работали там парни, в числе которых был и Федор Климович, на зерноуборочных комбайнах, чтобы успеть собрать урожай до начала первых морозов. Жили молодые механизаторы в железнодорожном вагончике, но, несмотря на это, никаких неудобств не испытывали – работали дружно и вместе весело проводили недолгое время отдыха.
Второй раз довелось побывать Федору на целине уже по окончании школы механизации. Отправили его теперь в совхоз рядом с рекой Иртыш. Земельные угодья, принадлежащие сельскохозяйственному предприятию, простирались на тысячи гектаров, и селения, где жили работники «фермы», как их называли, располагались порой на расстоянии 12-ти километров друг от друга. По окончании сезона жатвы Федор Климович отправился в таежную Тюменьскую область, устроившись бульдозеристом на лесозаготовительные работы. Расчищал он от снега делянку, где лесорубы добывали древесину, укладывал готовые бревна на машины.
По возвращении домой, Федора призвали в армию. Кстати, призывался он от Дрогичинщины, поскольку его родное село на тот момент вошло в состав нашего района. Служил Федор в Ленинграде в авиационных войсках, где его направили на курсы автогрейдеристов. Позже за рулем самоходной машины он участвовал в строительстве аэродромов на территории Эстонской ССР, в городах Таллин, Хаапсалу, Тарту. Участвовал в подобных работах и в других уголках Советского Союза. Боец был на хорошем счету у командования, и его фото висело на полковой Доске почета, не раз был отмечен грамотами и благодарственными письмами. Именно там, в армии, он освоил свою будущую профессию автогрейдериста.
Демобилизовавшись в 1966-м, Федор Сергеевич устроился в ДЭУ-177 и, будучи единственным автогрейдеристом в районе, выполнял основную работу по прокладке дорог. Трудился он на укладке городской площади, площадки автостанции и других объектах. Отправляли молодого механизатора и в соседние районы.
– Это сейчас все работы по строительству дорог делают асфальтоукладчики, а тогда и песок разравнивал, и гравий, и асфальт ложил один я на своем агрегате, – рассказывает пенсионер.
За добросовестный труд получал Федор Сергеевич только хорошие отзывы от начальства. Неоднократно его фото заносилось на областную Доску почета. Удивляло коллег и руководство то, что со своей работой отлично справлялся мужчина без нивелиров и других приборов, полагаясь на свой хороший глазомер. Не раз приезжали специалисты из министерства, смотрели на его работу и отмечали профессионализм Федора Климовича.
– Бывало, лягу на землю и вижу всю дорогу как на ладони: где уклон, где приход, неровность какая. И дальше старался все делать на совесть, чтобы самому не было стыдно перед людьми, – вспоминает наш собеседник.
Бережно хранит Федор Сергеевич и свои награды за трудовые заслуги – медали «Ударник коммунистического труда» и «За трудовую доблесть».
В то время примерного труженика Ф.С.Климовича приняли в ряды коммунистической партии. Здесь сыграли свою роль хорошие характеристики из райкома комсомола и то, что в армии мужчина был на хорошем счету, и, конечно же, его трудовые заслуги. Присутствовал наш собеседник на партийных заседаниях райкома КПБ, участвовал в обсуждении многих вопросов.
Позже работал Федор Сергеевич и в Дрогичинской сельхозтехнике. На самосвале ЗИЛ-130 возил он трактора, комбайны как по Беларуси, так и по дальним рейсам, доставляя агротехнику в разные уголки Советского Союза. Спустя считанные дни после аварии на Чернобыльской АЭС пришлось водителю совершить и разовую поездку в эпицентр катастрофы: отвезти экскаваторы в 6-километровую зону от взорвавшегося реактора.
За добросовестный труд в Дрогичинской сельхозтехнике Федор Сергеевич был награжден автомобилем «Жигули».
Не один год в разгар уборочной страды наш собеседник нанимался на сезонную работу в колхоз «Родина», собрав из своих знакомых, проверенных и трудолюбивых людей дружную, сплоченную бригаду. Вместе они скирдовали солому, что оставалась на полях после уборки зерновых. Так было заведено у Федора Сергеевича и его товарищей: какую территорию комбайны пройдут за день, всю солому на ней заскирдуют они на следующий. Во всем районе не было такой бригады, чтоб способна была так быстро и качественно выполнить эту работу.
Уже два года как ушла из жизни супруга Федора Сергеевича Мария Емельяновна, с которой они прожили душа в душу около 50-ти лет, воспитали двух дочерей. Тоскливо теперь пенсионеру дома одному, но он не отчаялся, не теряет оптимизма. Время от времени берет в руки свою старую гармонь и начинает наигрывать знакомые с молодых лет мелодии, едва слышно подпевая. Ухаживает пожилой мужчина за лошадью Малиной, которую он взял на обучение. Каждый год, как сойдет снег и земля становится готовой к пахоте, выводит пенсионер свою любимицу в поле, запрягает ее в плуг и начинает «дрессировать», приучает к командам. По словам Федора Сергеевича, Малина всегда послушна и учится легко.
Часто люди, дожившие до седин, оглядываются назад, задают себе вопросы: какую жизнь я прожил? Не зря ли? На этот счет Федору Сергеевичу беспокоиться не стоит, он был достойным тружеником и главой семьи, и его смело можно ставить в пример другим.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА