В пятницу, 22 марта, Дрогичин посетил первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Худолеев. Помимо участия в заседании исполнительного комитета и встречи с личным составом районного отделения по чрезвычайным ситуациям, он провел «прямую телефонную линию» и прием граждан. Корреспонденту «ДВ» также удалось пообщаться с замминистра и задать ему ряд вопросов.
– Александр Федорович, какие основные задачи стоят перед структурными подразделениями МЧС в регионах?
– Основная задача – это снижение количества случаев гибели людей, чрезвычайных ситуаций, в частности пожаров. Об этом говорил глава государства, когда давал указания Министерству. Понятно, что не все зависит от нас. В нашей работе есть две составляющие – надзор и ликвидация. Мы ведь не только пожарами занимаемся – в целом обеспокоены ситуацией в обществе. Только задумайтесь: более 7 тысяч белорусов в прошлом году погибли от внешних причин, 1,3 тысячи человек – по вине алкоголя. Пьянство является очень большой проблемой. Сейчас мы выступаем главными координаторами в профилактической работе с населением. Создаются смотровые группы, они выявляют проблемные вопросы у людей, которые могут привести к травматизму или гибели. Мы не можем к каждому – старику, ребенку, пьянице – приставить инспектора, поэтому подключаем к работе милицию, соцзащиту, энергонадзор, газовиков, чтобы они решали проблемные вопросы, которые находятся в их компетенции.
Еще одна важная задача: Министерство должно соответствовать тем вызовам и уровню, которые существуют в сегодняшнем мире. Оснащение спасателей, их инструмент должны отвечать современным техническим требованиям. Мы постепенно совершенствуем нашу техническую базу – в год покупаем не менее 40 единиц техники. Сейчас в Дрогичинском районе, например, есть 10-тонные автоцистерны, и это значительно повышает эффективность работы спасателей.
– Насколько успешно, по вашему мнению, структурные подразделения справляются с этими задачами?
– Лучшая оценка – от населения. Среди силовых структур у МЧС самый высокий рейтинг доверия. И мы этим горды. Нет самоуспокоенности, спрос достаточно серьезный. В регионах, с нашей точки зрения, есть недостатки, но они не глобальные для местного населения. Мы стараемся повысить уровень профессионализма личного состава, чтобы спасатели были в форме, сдаем нормативы, изучаем тактику, обновляем технику. Пусть эти требования к личному составу могут показаться завышенными, мы их предъявляем потому, что от профессионализма спасателей здесь на местах зависит жизнь людей, в данном случае – жителей Дрогичинского района.
– Как меняется и модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации в целом в стране?
– Результат работы спасателя зависит, во-первых, от технического оснащения, во-вторых, от его профессионализма. Мы можем рассчитывать только на себя. Я надеюсь, вскоре мы обновим всю технику. Белорусское оборудование и снаряжение не уступают зарубежным аналогам. В рамках импортозамещения наш научно-исследовательский институт разработал боевую одежду пожарного-спасателя. В Беларуси выпускают свои пожарные стволы и аппараты для защиты органов дыхания. Сегодня МЧС реализует на экспорт обмундирование, полученные средства вкладываются в развитие службы, в обновление техники.
Сейчас проходит реструктуризацию служба психологов. Специалисты этой области будут работать в коллективах и выезжать на место ЧС, когда люди проявляют панику, агрессию.
Я считаю, наши бойцы каждый день как на войне. Нет похожих пожаров или аварий. Все случаи разные. Люди, не ощутив на себе, не могут оценить в полной мере сложность работы спасателя. Зачастую человеческое невежество, наглость, злость во время чрезвычайных ситуаций приводят к беде и вынуждают принимать радикальные решения. Каждый год происходят случаи гибели спасателей.
Есть и радостные показатели: в прошлом году МЧС спасло более 5000 человек. Эти люди получили второй шанс.
– Спасибо за беседу.
Оксана КУЦЕНКО
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА