Я живу практически по-соседству с центральной районной больницей. И потому каждый раз, идя на работу либо по другим делам и возвращаясь домой, мне приходилось наблюдать масштабное благоустройство, развернутое на территории учреждения здравоохранения. Приятно было видеть, как меняется облик здания, как появляются новые цветочные клумбы, как асфальтируется стоянка автотранспорта и прокладываются тротуарные дорожки к этому значимому объекту, как вместо устаревшего сетчатого забора вырастают ажурные пролеты современной железобетонной ограды. На наших глазах преображалось место, к которому – кто чаще, кто реже – прибегаем все мы, и от пребывания в котором никто из нас или наших близких не застрахован. Значит, и все то, что было сделано по благоустройству больничных отделений и территории этого учреждения, сделано во благо каждого из нас. И что же в итоге?
Не прошло и нескольких недель после установки ажурного забора, как на месте отдельных пролетов уже валяются поврежденные фрагменты ограждения. И оттого каждое утро, когда я прохожу мимо того безобразия, лично для меня становится с привкусом горечи. Чужое варварство невольно угнетает даже очень хорошее расположение духа.
Понятное дело, что добропорядочный человек не станет вредить в общественных местах, ломая заборы и скамейки, разбивая фонари, вытаптывая цветы и т.д. Вместе с тем, часто ли мы, законопослушные сограждане, пытались упредить беззаконие, приструнить хулиганов, заявить об их действиях в милицию? Вряд ли…
Вместе с тем, мои знакомые, бывающие за границей у родственников, рассказывают: жители большинства зарубежных стран считают нормой сигнализировать властям о любых нарушениях закона. И когда из укромного окошка своего дома они увидят, что кто-то посягает на чужую собственность, они не станут делать вид, что ничего не происходит, а безотлагательно позвонят, куда нужно. И на вопрос, зачем им это беспокойство, они со всей откровенностью скажут: «Так завтра же этот хулиган может придти в наш дом».
Вот поэтому, наверное, там даже на ночь не прячут горшки с цветами и не уносят с улицы прочие бытовые мелочи….
Накануне Пасхи в редакцию зашла женщина, которая с болью рассказала, что с могилы мужа кто-то уворовал совсем новые букеты цветов, оставив лишь корзины, и просила как-то повоздействовать на злодеев. Ведь воровать у мертвых – последнее дело.
Впрочем, практичные люди, которые сталкивались с такой же проблемой, предложили опробованный вариант ее решения: неся на кладбище искусственные цветы, они либо надрезают ножницами листья, либо брызгают их специальной краской. Тогда уж точно воры на такие букеты не позарятся, потому что продать и заработать на них будет невозможно.
Вместе с тем, есть и другой, духовный, аспект этой проблемы: могила – это святое место. И все похищенное с кладбища, как и украденное в церкви, представляет собою огонь, разрушающий благосостояние не только причастного к этому человека, но и его близких. Знают ли об этом те, кто посягает на чужое?
Галина ШАФРАН.
НА СНИМКЕ: часть новой ограды возле больницы, которая была разрушена хулиганами.
Фото автора.