В Закозеле прошло освящение нового храма

Архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн 20 мая совершил чин великого освящения нововозведенного храма в честь святителя Николая Чудотворца в агрогородке Закозель и Божественную литургию в новоосвященном храме. Сегодня мы поделимся с нашими читателями событиями этого исторического для новообразованного прихода дня и кратко расскажем об особенностях чина великого освящения храма. Ведь человек – храм нерукотворный – и храм, сотворенный его руками, – оба посвящены Богу, становятся Его жилищем. Поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении младенца или взрослого человека. Как человек в Таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, то есть совершенно новым человеком – христианином, так и здание становится храмом – местом особого присутствия Божия на земле – только после его освящения.

Накануне освящения, 19 мая, протоиереем Василием Михновцом, настоятелем прихода храма Преображения Господня в агрогородке Новая Попина, в сослужении с протоиереем Георгием Белоусовым, настоятелем прихода храма святого великомученика Георгия Победоносца в деревне Воловель, иереем Виктором Мороцким, настоятелем прихода храма Преображения Господня в агрогородке Брашевичи, и иереем Леонидом Куровским, настоятелем прихода храма святого Архангела Михаила в агрогородке Осовцы, в новосозданном храме было совершено малое освящение воды и Всенощное бдение. Данные богослужения совершались обновлению храма в соединении со службой святому, во имя которого он воздвигнут, и являлись предтечами его великого освящения архиереем.

Утром 20 мая торжественным колокольным трезвоном и при большом стечении верующих у входа в нововозведенный храм архиепископа Иоанна приветственными словами с караваем и букетом белых роз встречали руководители Закозельского сельисполкома и сельхозпредприятия Светлана Кузьмич и Сергей Велесик. Далее у западных дверей храма, отделяющих притвор от его центральной части, приветствуя, испрашивая благословения и преподнося напрестольный крест, Его Высокопреосвященство встретил протоиерей Геннадий Ворон, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Бездеж, и представители духовенства Дрогичинского и других благочиний Брестской епархии. Стоит отметить, что именно отец Геннадий был назначен старшим в строительстве Никольского храма в Закозеле, поэтому ему и была оказана честь встречать архиерея.

После встречи архипастыря начался чин великого освящения храма, за которым последовала Божественная литургия, совершаемая в храме впервые, и крестный ход. В этот великий и исторический для Закозельского прихода день за богослужением архиепископу Брестскому и Кобринскому Иоанну сослужили: протоиерей Сергий Петрусевич, секретарь Брестского епархиального управления, благочинный церквей Жабинковского округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Жабинке; протоиерей Иоанн Пинчук, благочинный церквей Дрогичинского округа, настоятель храма Сретения Господня в городе Дрогичине, и духовенство Брестской епархии. Диаконский чин архиерейского богослужения возглавил диакон Иоанн Шкулепа, клирик кафедрального собора преподобного Симеона Столпника в городе Бресте. Песнопения архиерейского богослужения исполнил хор храма Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Бездеж под регентством Геннадия Немшона.

Важно отметить, что чин великого освящения храма своей историей восходит к V веку, когда на IV Вселенском Соборе были рассмотрены и утверждены его правила. Таким образом, только через чин освящения здание преобразуется в полноценный храм, потому что только после этого в храме начинается литургическая жизнь, в которой сам Господь, и которая является тем, на чем зиждется Православная церковь.

Во время освящения Николаевского храма в агрогородке Закозель и на архиепископе Иоанне, и на сослуживших ему священниках поверх священнических облачений были одеты и подпоясаны белые защитные передники (запоны), которые служат для охранения их одежд от загрязнения. Все потому, что чин великого освящения заключает в себе не только пение определенных молитвословий, псалмов и возгласов архиерея, но и устройство в алтарной части храма престола, его омовения и миропомазания, а также облачения престола и жертвенника.

Недаром чин великого освящения называется еще «обновлением» храма. Как при крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром (благовонным маслом), так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное Таинство – Евхаристия, на которой приносится бескровная жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, также омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь храм окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Устройство престола

Таким образом, чин великого освящения храма заключает в себе устройство престола в знак вселения в храм Бога. Устраивая престол, архиерей окропляет столпы его святой водой, а углы поливает крестообразно кипящим воскомастихом (состоящим из воска, мастики, толченого мрамора, ладана, алоэ и других благовонных веществ), а священники дуновением уст его охлаждают. Далее архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах.

Потом архипастырь окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает (прикрепляет) доску на престольных столпах камнями с помощью священнослужителей. Воскомастих вместе с гвоздями служит не только средством для прикрепления доски престола, но в то же время знаменует и те ароматы, которыми было помазано, как описано в Евангелии, тело Спасителя, снятое со Креста.

После утверждения престола, преклонив колена, архиерей вместе с верующими совершает молитву, за которой следует великая ектения с прошениями об освящении храма и жертвенника. Так заканчивается первая часть чина освящения храма – устройство святой трапезы, или престола.

Омовение и миропомазание престола

Продолжается чин освящения храма омовением и миропомазанием престола в знак излияния благодати Божией. Престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз – водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином. После омовения престол отирается полотенцами.

Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). После чего священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губой вытирает святую трапезу. После омовения престола архиерей помазывает трапезу святым миром в определенных местах, изображает также кресты на каждой стороне столпов престола и ребрах.

Облачение престола и жертвенника

После помазания миром престол облачается в одежды, окропленные святой водой. Так как престол одновременно знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него возлагается две одежды: нижняя – срачица и верхняя – индития, соответствующие каждая своему духовному значению.

Надев на престол нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясуют престол веревкой так, что на каждой стороне его образуется крест. Потом освящается верхняя одежда престола, которой он облачается. На престол после окропления святой водой возлагается антиминс, Евангелие, напрестольные кресты, ставится дарохранительница, лампада и по углам престола устанавливаются свечи.

После облачения престола архипастырь окропляет святой водой и облачает жертвенник в священные одежды. Затем ставит на него освященные сосуды.Жертвенник является только местом приготовления бескровной жертвы, а не освящения ее. Потому он и не освящается подобно престолу. После облачения и окропления жертвенника передники (запоны), до этого момента бывшие на архиерее и священниках, снимаются.

Освящение стен храма

После освящения престола архиерей вместе со старейшими пресвитерами, исходя из алтаря, совершает освящение храма. Так, через каждение, молитву, окропление святой водой и миропомазание стен, освящается храм. После возвращения иерарха со священниками в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитвы. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, так как до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Освящение антиминса

Антиминс представляет собой четырехугольный, из шелковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей православного мученика, лежащий постоянно в каждом храме в алтаре на престоле. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста по углам плата.

Антиминс является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Для проведения богослужений в храме антиминс должен быть освящен и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм. Одновременно антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение Божественной литургии, во время которой на него ставятся сосуды для Причастия.

В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (с VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно правилам VII Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать и внутрь антиминса.

В силу того, что в антиминсе есть частица мощей, в случае чрезвычайных ситуаций это позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях, даже за пределами стен храма. Также антиминс позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освященного престола.

Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе (в этом случае освященный антиминс потом передается в храм). Помазанную святым миром частицу мощей архиерей влагает в антиминс и укрепляет воскомастихом. Поэтому в завершение чина освящения храма иерарх полагает на престол антиминс, означающий присутствие Небесной Церкви в Церкви земной. Антиминс также является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нем должным образом заботятся.

***

После освящения Никольского храма архиепископом Брестским и Кобринским Иоанном была совершена Божественная литургия, на которой во время малого входа (символизирующем воплощение Христа и его крещение во Иордане) за усердные труды во славу Святой Церкви и ко дню Святой Пасхи Его Преосвященство представил к очередной церковно-иерархической награде настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Бездеж протоиерея Геннадия Ворона – праву служения Божественной литургии с отверстыми Царскими Вратами по «Отче Наш…». По окончании литургии был совершен крестный ход вокруг храма и окропление святой водой верующих. После этого архиепископ Иоанн преподнес в дар приходу новоосвященного храма Жировичскую икону Божией Матери, память чудесного Явления которой праздновалась в этот же день, и обратился к молящимся с поздравительной и назидательной речью. В ней Владыка также напомнил об истории создания храма и какими непростыми усилиями он был воздвигнут.

– Еще одна звезда зажжена на церковном небосклоне с тем, чтобы светить людям. Поэтому пусть плывет этот духовный корабль по бурному житейскому морю, пусть помогает всем людям, которые здесь живут, которые проходят и проезжают мимо него. Пусть храм помогает и их будущим поколениям обретать истину и добро до скончания века, сколько будет стоять этот мир. Храм никогда не бывает лишним, помните об этом! Храм всегда нужен, он необходим, потому что с него начинается наше духовное возрастание. Именно через храм мы соединяемся с Богом в Таинствах Церкви, через храм мы обращаемся и к тем, кого нет среди нас в заупокойных молитвах. В храме мы соединяемся с будущим. Потому что для Бога нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Поэтому когда мы пребываем в храме, мы пребываем и с теми, кто будет после нас в этом храме молиться. Верю, что потомки будут благодарить Бога и тех, кто воздвиг этот храм, – сказал архиерей.

Со словами благодарности к Его Преосвященству обратился протоиерей Геннадий Ворон. Он выразил архипастырю искреннюю признательность за его молитвы, труды и материальную помощь в строительстве храма на закозельской земле. В своей речи отец Геннадий также поблагодарил руководителей и работников Закозельского сельисполкома и сельхозпредприятия.

– Низкий поклон за помощь выражаю главе хозяйства, председателю сельисполкома, их заместителям, прорабу, бухгалтеру и всем, кто внес свою лепту в это великое и Богоугодное дело, – отметил он.

Затем отец Геннадий на долгую и молитвенную память подарил Владыке Иоанну картину с изображением храма Николая Чудотворца в агрогородке Закозель, написанную заместителем директора по учебно-воспитательной работе Дрогичинской детской школы искусств, учителем рисования Ольгой Манцевич. После теплых слов и подарков архиепископом Иоанном были вручены медали, грамоты и благодарности духовенству, представителям местной власти, жертвователям и прихожанам, потрудившимся на благом поприще возведения святыни.

Так, награждения медалью Белорусской православной Церкви были удостоены протоиерей Геннадий Ворон, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы в агрогородке Бездеж; директор КСУП «Племенной завод Закозельский» Сергей Велесик; заместитель директора «Племзавод Закозельский» Андрей Кунаховец; директор частного производственно-торгового унитарного предприятия Александр Галабурда.

Архиерейскими грамотами были вознаграждены священники, на которых также были возложены обязанности по строительству храма: протоиерей Алексий Микулич, настоятель прихода храма Воскресения Христова в городском поселке Антополь; иерей Виктор Мороцкий, настоятель прихода храма Преображения Господня в агрогородке Брашевичи; иерей Леонид Куровский, настоятель прихода храма святого Архангела Михаила в агрогородке Осовцы. Архиерейских грамот удостоились председатель Закозельского сельисполкома Светлана Кузьмич; инженер-строитель КСУП «Племенной завод Закозельский» Александр Корчевский, а также Елена Галабурда, Степан Важинский, Людмила Гордиевич и Владислав Михнюк.

А архиерейскими благодарностями были отмечены Андрей Худобич, Андрей Ковальчук, Владимир Богуш, Иван Комяк, Александр Юшкевич, Николай Наумчик, Мария Угляница, Михаил Угляница, Николай Ордашевский, Николай Сакович и Павел Францевич.

Первое богослужение в открывшемся храме посетил заместитель председателя Брестского облисполкома Дмитрий Городецкий и первый заместитель председателя Дрогичинского райисполкома Сергей Глинский. А от имени районного исполнительного комитета и райсовета депутатов прихожан храма поздравил депутат районного Совета, член исполкома Геннадий Деюн.

– То, что на нашей земле появляются новые храмы, вселяет в наши сердца добрую надежду. Государственная власть при молитвенной поддержке святой Церкви сделает все возможное, чтобы на нашей благословенной земле царили мир и благополучие. Пусть в новом храме звучат молитвы многих будущих поколений, – отметил он.

От имени районной власти Геннадий Константинович передал в дар храму икону святителя Николая Чудотворца, ставшего небесным покровителем нововозведенной святыни.

Максим РОДЬКО.
Фото автора.