Сфера образования так или иначе затрагивает интересы каждого: все мы когда-то были учениками, теперь в школе учатся наши дети, внуки, а у кого-то, возможно, уже и правнуки. Поэтому многих интересует, какой будет школа будущего, и как повлияет на нее «Кодекс Республики Беларусь об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2011 г. Основная его цель – упорядочить национальную систему образования, придать ей постоянство и стабильность.
Тем не менее, значительное количество документов, относящихся к этой сфере, все же будет изменено. Об этом говорит и Министр образования Республики Беларусь Сергей Мацкевич, не раз отмечавший, что нововведения коснутся около 700 нормативно-правовых актов как на уровне Президента страны, правительства, так и на уровне всех министерств, в которых есть учреждения образования или учебные центры. В Дрогичинском районном отделе образования и подведомственных ему учреждениях также началось формирование новой правовой базы в соответствии с Кодексом.
Следует заметить, что этим документом определены три типа образования: основное, специальное и дополнительное, которые уже существуют в нашем районе. Так, основное образование представлено гимназией и лицеем, 22 средними, 7 базовыми, 2 начальными школами, 15 детскими садами.
Если о работе до-школьных учреждений и школ мы имеем достаточно хорошую информированность, то на системе специального образования следует остановиться более подробно. В нашем районе к учреждениям такого типа относятся Перковичская санаторно-лесная школа и Антопольская вспомогательная школа-интернат, где обучаются 388 детей. С данной категорией работают 17 учителей-дефектологов. Причем, поддерживается тенденция приоритетности получения образовательных услуг по месту жительства. В частности, в текущем учебном году функционирует 2 класса интегрированного обучения, в которых занимаются как здоровые дети, так и особенные. В детских дошкольных учреждениях также работают 2 интегрированные группы и 5 специальных групп, 126 детей получают коррекционно-педагогическую помощь в 5-ти пунктах. С 2006 года на базе центра коррекционно-развивающего обучения (ул. Веры Хоружей, 24) функционирует до-школьная группа и с 2010 года спецкласс, которые посещают дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для удобства родителей организован их подвоз. Если родители хотят, чтобы их ребенок обучался на дому, и для этого есть медицинские показания, то такое обучение также будет организовано, причем, за бюджетные средства. К сведению, на дому в нашем районе обучаются 15 детей.
Дополнительное образование в районе представлено центром внешкольной работы (ул. Вокзальная,15), которое отныне называется учреждением дополнительного образования. Все руководители кружков с 1 сентября официально называются педагогами дополнительного образования. Хотя, согласно должностным инструкциям, они должны выполнять те же функциональные обязанности, что и ранее, но статус у них повысился до уровня педагогических работников.
Вообще, в новом документе выстроен единый механизм получения знаний от рождения человека до его глубокой старости. Кодекс гарантирует равенство в доступе к образованию любого уровня для каждого человека, пребывающего на территории республики, как для наших граждан, так и для иностранцев. А обеспечивается доступность утверждением обязательности для всех базового образования (9 классов), бесплатности общего среднего и профессионально-технического образования, введением соответствующих мер по социальной защите обучающихся.
С введением Кодекса повышается ответственность учреждений образования за качество своей работы. И на это следует обратить внимание их руководителей. Любая образовательная деятельность становится лицензируемой. Кроме того, если раньше аккредитация проводилась только для гимназий, лицеев, то, в соответствии со статьей 29 Кодекса, проходить ее (не реже одного раза в 5 лет) будут все учреждения образования. Государственная аккредитация дает им право либо на продолжение деятельности и выдачу своим выпускникам свидетельств и аттестатов, либо лишает этого права. Поэтому законодатель рассматривает такой вид контроля с точки зрения доверия к деятельности учреждения, его способности реализовать государственную образовательную политику.
Чтобы прекратить различные споры о продолжительности школьной учебы, Кодекс установил базовое образование 9-летним, а общее среднее – 11-летним.
Для многих семей важным оставался вопрос, в каком возрасте отдавать детей в первый класс? Кодекс дал на него четкий ответ: с 6 лет и более позднего возраста. 6 лет должно исполниться до 1 сентября. Но все же, по заявлению родителей и при отсутствии медицинских противопоказаний для учебы, можно зачислить в первый класс и тех детей, которым 6 лет исполняется до 30 сентября. Причем, без дополнительного согласования в управлении образования.
Согласно Кодексу, наполняемость классов установлена следующая: в начальных классах обычных школ должно быть не более 20 детей, с 5-го по 11 класс – не более 25, а в гимназиях и лицеях – не более 20 учеников. Хотя, к сожалению, из-за демографической ситуации вопрос переполненности классов перестает быть актуальным не только для наших сельских школ, но и для городских.
С особым вниманием подошли законодатели к вопросу повышения интереса ученика к школе и образовательному процессу. Не отметка должна быть основным стимулом учебы, а внутренняя осознанная тяга ребенка к знаниям. Поэтому, если раньше без оценок учились только в 1 и 2 классах, то сейчас и в 3 классе по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, трудовому обучению отметки выставляться не будут. А с 2012/2013 учебного года такой подход будет реализован и в 4 классе.
Значительное внимание в современной школе уделяется изучению иностранных языков. В текущем году эта работа ведется на уроках (3 часа в неделю) и факультативных занятиях. При изучении иностранного языка классы делятся на три группы. Все это также будет способствовать более качественной подготовке учеников не только к сдаче обязательного экзамена (для 11-классников он вводится со следующего учебного года), но и к их адаптации к жизни в интернациональной среде.
Образование – это не только процесс учения, но и воспитания. Но школа не сможет в одиночку решить эти задачи, поэтому полноценными участниками образовательного процесса в Кодексе определены и родители. В воспитательных вопросах допускается взаимодействие и с религиозными организациями. А для того, чтобы ученик знал не только свои права, но и обязанности, а также отвечал за свои слова и поступки, Кодексом введены нормы дисциплинарной ответственности и меры взыскания (замечание, выговор или отчисление). Так, например, ученика могут привлечь к ответственности за следующие проступки: опоздание или неявку на учебные занятия без уважительной причины, за нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса – если срывает уроки, хамит и так далее; за неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника; порчу зданий, сооружений, оборудования или иного имущества школы; курение на территории учреждения образования и т.д.
Однако не нужно думать, что наказания, в том числе – исключения из школы, станут массовыми. Ведь к дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет. Если же такому ученику нет 14 лет, к нему могут применяться меры педагогического воздействия – это беседа (в том числе – с родителями), обсуждение на педагогическом совете, совете профилактики и иные меры, не противоречащие законодательству. Исключить из школы можно будет только с 16 лет – то есть, учащегося 10 или 11 класса. Поводом для отчисления могут быть неуспеваемость по трём и более учебным предметам, отсутствие на занятиях без уважительных причин более 30 дней в году. Нельзя отчислять из школы ученика, если у него нет базового образования. Конечно, право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования, но учитывая, что при этом решается судьба молодого человека, отчисление несовершеннолетнего учащегося допускается только после уведомления учреждением образования комиссии по делам несовершеннолетних.
Кодексом предусмотрены нормы по государственной поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также нуждающихся в оздоровлении, находящихся в социально-опасном положении и детей, требующих особых условий воспитания.
Не забыты в Кодексе и педагоги. Их социальному статусу, правам и гарантиям также уделено значительное внимание.
Несомненно, что Кодекс Республики Беларусь об образовании если и потребует некоторых изменений, то они не носят революционный характер и направлены на благое дело – вместе с родителями обучить и воспитать наших детей на более высоком уровне, помочь им стать настоящими гражданами своей страны и надежной опорой для семьи и близких.
Надежда КОЛОСЕЙ,
заведующая районным учебно-методическим кабинетом отдела образования.