22 июня в нашей стране отмечался День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Именно в этот день в 1941 году фашистская Германия напала на СССР. Это трагическое событие помнят те, кто участвовал в борьбе с врагом, и те, кому пришлось пережить в детском возрасте оккупацию, голод и нищету.
Собирая материал о первых днях войны, я пришел к выводу, что мы о тех трагических и героических событиях знаем очень мало. Тогда, в пылу жарких боев, штабам подразделений Красной Армии, которые отступали, некогда было писать приказы, составлять списки погибших и хоронить их с воинскими почестями. События развивались молниеносно.
На сегодняшний день на Дрогичинщине установлено всего два памятника тем красноармейцам, которые терпели горечь поражений и пытались остановить коварный фашизм. К сожалению, многие эпизоды уже восстановить нельзя. Они ушли в безвестность с теми, кто пережил войну и кого уже нет среди нас.
Солдаты 1941 года совершали подвиги, отступали на восток и героически умирали. Наград они не дожидались, останки некоторых из них покоятся на территории района в 2-х местах: в сквере по улице Ленина Дрогичина и на западной окраине города. С помощью документов, находящихся в музее Брестской крепости, мне удалось установить, что это в основном воины 6-й Орлов-ской краснознаменной стрелковой дивизии. Что же она собой представляла?
…В первых числах сентября 1939 года по приказу командующего Орловского военного округа войска приступили к развертыванию до штатов военного времени. Так, роты становились батальонами, батальоны – полками, полки – дивизиями. В связи с этим 6-я стрелковая дивизия формировалась на базе 16-го стрелкового полка.
К 16 сентября, после передислокации, дивизия сконцентрировалась на Западной границе, а 17 сентября ее части вступили на территорию Западной Беларуси. За 3-4 дня наши войска достигли рубежа Вильно — Гродно — Белосток — Кобрин.
В то же время, переправившись через Буг, окраины Бреста захватил немецкий моторизованный корпус генерала Гудариана. Он стал продвигаться вглубь на восток. Учитывая сложившуюся обстановку, командующий 4-й армией генерал Чуйков поручил командиру авангардной бригады С.М.Кривошеину вытеснить гитлеровские войска из Бреста и принудить их отойти за Буг. Поставленную задачу комбриг успешно выполнил – его соединение вошло в город. В Бресте и состоялась историческая встреча Кривошеина и Гудариана, на которой была достигнута договоренность об отводе немецких войск за демаркационную линию, а подготовленное немцами для эвакуации в Германию военное и гражданское имущество оставлялось в распоряжении военного коменданта Бреста. Словом, все требования командования Красной Армии немецкая сторона выполнила.
6-я дивизия расположилась в Бресте: штаб – по ул. К.Маркса, а полки и батальоны – в крепости, южном городке и на Волынском укреплении.
Расквартировавшись в Бресте, личный состав дивизии вновь занялся боевой подготовкой. Перед новым годом части пополнились прибывшими, в основном из Грузии, молодыми офицерами. Вслед за ними прибыли и новобранцы.
Ранней весной 1941 года 6-я стрелковая дивизия участвовала в строительных работах, развернувшихся вдоль границы. Ей был отведен участок длиной 50 километров.
В ночь с 21 на 22-е июня от 333-го полка на строительстве укреплений находились 2 стрелковых и 1 саперный батальоны. Некоторая часть личного состава оставалась в крепости.
Кстати, 6-й дивизией командовал полковник М.А.Попсуй-Шапко. Михаил Антонович служил в армии с 1918 года, окончил Московскую школу комсостава, а в 1940 году с отличием академию им. Фрунзе.
…На начало боевых действий подразделения, выполнявшие строительные работы, оказались без оружия и боевой техники, которые остались в военных городках. Главная задача комдива в первый день войны – вывести оставшиеся подразделения из Бреста и, вооружившись, занять оборону, не давая немцам продвигаться в направлении Кобрина.
22 и 23 июня части дивизии начали вести оборонительные бои. Некоторые оставшиеся в Бресте подразделения уже сражались в окружении. На второй день войны, после неравного боя в районе Кобрина, Попсуй-Шапко разделил дивизию на два отряда. Один возглавил сам, а второй – его заместитель подполковник Осташенко. Первый отряд начал отходить в направлении Березы, а второй – Пинска.
На рубеже Пружаны — река Мухавец — Кобрин нашим частям непродолжительное время удавалось сдерживать продвижение оккупантов. Но 23 июня около 19 часов немцы силами 2-х танковых дивизий нанесли мощный удар по группировке красноармейцев в районе Кобрин – Запруды. Части 6-й дивизии вынуждены были оставить занимаемые позиции. Два стрелковых полка с артиллерией под командованием командира 333-го полка полковника Д.Н.Матвеева отошли на рубеж реки Ясельда. Остальные части сводных отрядов начали отход к Пинску.
В нашем районе к 24 июня оказались сильно поредевшие разрозненные подразделения 84-го и 125-го стрелковых полков. Соединившись с бойцами 20-го мотоциклетного полка, находящегося в Дрогичине, они организовали оборону города.
Вот что рассказала очевидца тех событий Мария Молокова:
— 24 июня на западной окраине Дрогичина наши бойцы рыли окопы, создавали линию обороны. Разобрали мост недалеко от д.Бронное на шоссе. Но, к сожалению, надежную оборону подготовить не удалось. Во второй половине дня наши позиции атаковали немцы. Бой длился до темноты. Загорелись многие строения. Ночью красноармейцы оставили Дрогичин. Погибших на следующий день хоронили местные жители, среди которых был и мой отец Антон Левоцкий. Он закапывал тех, кто лежал у дороги в районе мельницы. По его словам, в братскую могилу захоронили 28 бойцов. Сейчас там стоит памятный знак.
25 июня фашисты заняли Дрогичин и начали продвижение в направлении Пинска. В районе д.Заплесье, на краю леса, их встретили бойцы 6-й дивизии. Завязался жестокий бой, он продолжался более суток. Защитники нанесли урон врагу – подходы к линии обороны были устланы трупами гитлеровцев и разбитой техникой. Ценой своей жизни герои задержали движение фашистов по линии фронта на 36 часов. На месте боя теперь возвышается памятник-скульптура воина.
У Пинска ослабленные части 6-й стрелковой дивизии какое-то время сдерживали немцев 12-го моторизованного корпуса группы армий «Центр». Командовал сводной группой на этом направлении подполковник Федор Осташенко. Ему в дальнейшем удалось пройти всю войну. Он получил звание генерал-лейтенанта в должности командира корпуса. А 19 апреля 1945 года стал Героем Советского Союза.
Трагической оказалась судьба командира 6-й стрелковой дивизии Михаила Попсуй-Шапко. В сложившейся обстановке с 14 по 20 июня 1941 года 84-й и 125-й полки дивизии держали оборону под Мстиславом. Именно там находился и штаб Белорусского военного округа вместе с генерал-полковником Павловым. Однако прибывший для выяснения обстоятельств член военного совета не стал вникать в подробности, а обвинил руководство округа в предательстве. В списке расстрелянных оказался и полковник Попсуй-Шапко, который, мол, не смог удержать Брест. В 60-е годы все попавшие тогда под горячую руку были реабилитированы посмертно.
Точно рассказать о событиях первых дней войны, к сожалению, я не могу. Прошло много времени, да и доступ к архивным документам ограничен. Короче, воевали люди. А среди них были не только герои, но и трусы, предатели. И все же совет-ский народ выстоял в схватке с фашизмом, победил его.
Сергей ГРАНИК,
директор музея партизанской славы.