Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез,
– писал известный поэт Сергей Орлов в 1975 году, в канун 30‑летия Великой Победы. С тех пор в мир иной ушло большинство ветеранов Великой Отечественной войны. Но, к счастью, живы их дети и они чтят память о своих родителях. День Победы для них – по-прежнему праздник со слезами на глазах.
В конце мая в Брашевичской СШ прошла встреча-реквием «Через века, через года – помните!» с участием бывшей учительницы, активистки ветеранского движения Марии Чунихиной. Родители Марии Алексеевны – Анна Кузьминична и Алексей Яковлевич Галабурда – во время Великой Отечественной войны находились в специальном отряде № 25 под командованием В. А. Цветкова.
Мария Алексеевна по сей день вместе с супругом живет в родительском доме. Человек она добрый, отзывчивый, педагог и патриот с большой буквы, натура творческая. Еще к 70‑летию Великой Победы Мария Алексеевна оформила в доме уголок в память о родителях. На столике в красивых рамочках поставила фотографии отца и матери, разместила награды, поздравительные открытки, характеристику командира спецотряда № 25 Василия Цветкова на Анну Кузьминичну, письма от учащихся одной из московских школ и из воинской части г. Москвы, которые занимались сбором материалов о партизанском движении на территории Беларуси. Часть семейного архива Мария Алексеевна передала в Военно-исторический музей им. Д. К. Удовикова. Каждый год 9 Мая женщина выносит эти дорогие сердцу экспонаты на улицу, чтобы прохожие люди разделили с ней гордость за подвиг родителей. Сельская учительница подает землякам пример того, как нужно чтить память об участниках Великой Отечественной войны, чтобы она жила вечно.
Слезы затуманили взгляд Марии Алексеевны, когда она начала рассказывать ученикам о своих родителях. Мама нашей гостьи Анна Кузьминична родилась в 1912 году на Вульке Брашевичской. Когда началась Первая мировая война, их семья, как и многие другие семьи, выехала в беженцы в Россию. Вот только от беды никуда нельзя убежать. Когда Анне было всего четыре годика, во время родов умерла ее мать. После войны семья вернулась на родину, где вместо дома было пепелище. Погорельцев приютили родственники. Было голодно, и отец, взяв с собой старших сына и дочку, отправился на заработки в Россию.
– Моя мама, – рассказывает Мария Алексеевна, – осталась с бабушкой преклонных лет и больным дядей. Вскоре от голода она так ослабла, что не могла ходить. Добрые люди ее подкормили, и мама пошла попрошайничать. «Тетенька! Дяденька! – тоненьким голосочком жалостливо выводила она под окнами домов. – Подайте, ради Христа!»
На маленькую, тоненькую, как былинка, девочку с протянутой рукой и полотняной торбочкой через плечо было больно смотреть. Бывало, кто хлеба даст кусочек, кто пару картошинок, кто насыпет пригоршню муки. А некоторые милосердные женщины приглашали Анечку в дом, мыли ее, вычесывали вшей, которые кишели в волосах.
Повзрослев, Аня работала на польского пана в Орловичах: жала пшеницу, полола, копала картошку. Пани любила проверять, насколько чисто копает девочка, и если находила в земле картошину, то запускала ею в юную работницу. Девочка терпела унижение, только бы пани не прогнала.
– Когда пришла советская власть, то уже пани ходила по деревням и просила милостыню, – говорит Мария Чунихина. – А моей маме повезло. Наверное, Бог пожалел ее за тяжелое детство и дал в мужья красивого парня Алексея, у которого было много земли. Женился Алексей Галабурда еще до армии. После службы он построил для семьи дом. Первенец не заставил себя долго ждать: Анна родила любимому мужу сына Александра.
Только вот ведь беда: началась Вторая мировая война. В 1939 году Алексея Галабурду забрали на фронт. Вскоре он попал к немцам в плен. Два с половиной года Алексей Яковлевич находился на чужбине. Он работал у немца на хозяйстве. За то, что Алексей был хорошим столяром, хозяин дал ему отпуск на родину. Немец рассчитывал, что Алексей вернется обратно, да еще не один, а с женой. Вот только молодой мужчина не собирался предавать свой народ, он твердо верил, что враг будет разбит, и вместо того, чтобы вернуться в Германию, связался с партизанами.
– Мама полностью поддерживала отца. Она говорила: «Чтоб меня и золотом с головы до ног осыпали – к немцам я не поехала бы». Отец стал ходить на железнодорожную станцию Дрогичин, познакомился там с немцами и, втершись к ним в доверие, изучал систему охраны. Прожитые в Германии годы не прошли даром: он немного знал немецкий язык.
В книге «Память. Дрогичинский район» написано: «Алексей Яковлевич Галабурда из Брашевичей, хорошо зная подходы к железной дороге, взорвал четыре фашистских эшелона с живой силой и техникой. Одна из партизанских радиограмм сообщала, что «26 ноября 1943 года Алеша на перегоне «станция Дрогичин – станция Антополь» подорвал эшелон, который шел на запад. Разбит паровоз и 8 вагонов. Движение задержано на 14 часов».
Немцы предлагали Алексею Яковлевичу должность начальника самообороны, но он ответил, что лучше будет работать в поле и выращивать урожай для великой Германии. Такой ответ понравился фашистам. Невдомек им было, что под работой в поле сельчанин подразумевал подрыв вражеских эшелонов.
Помогала Алексею Галабурде и жена. В характеристике, которую уже после войны бывший командир специального отряда № 25 подполковник в запасе В. А. Цветков выдал Анне Кузьминичне и которую бережно хранит ее дочь, сказано: «Знаю Галабурду Анну Кузьминичну как активную участницу партизанской борьбы против немецко-фашистских оккупантов. Она помогала мужу взрывать эшелоны с живой силой и техникой врага на железной дороге Брест-Лунинец, о чем много написано в книге «Северинка вызывает центр». Кроме этого, их дом являлся опорным пунктом отдыха для партизанских групп П. В. Макаревича и Алексейчика».
Когда партизаны останавливались на отдых у Галабурд, Анна Кузьминична готовила для них еду, а ночью дежурила на улице.
– В конце концов наша семья попала под подозрение немцев, – продолжает свой рассказ Мария Чунихина. – Над родителями и братом нависла угроза расправы. Осенью 1943 года они были вынуждены перебраться в партизанский лагерь, который дислоцировался в Споровских болотах. Отец ходил с народными мстителями на боевые задания, а мама месила тесто в больших бочках, пекла хлеб, стирала белье. Жили они на острове в землянках. Лучшую еду женщины, старики и дети отдавали бойцам, а сами перебивались на голодном пайке.
Летом 1944 года, когда немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Белоруссии, родители Марии Алексеевны вернулись домой. Правда, тогда Мария еще не родилась.
Она появилась на свет 9 мая 1945 года, в День Победы.
В послевоенное время Алексей и Анна Галабурда достойно трудились в колхозе. Отец много лет работал механиком. Он обладал врожденным талантом конструктора: сам сделал деревообрабатывающий станок, электростанок для резки дров, электроподъемник для легковых машин. Со всего района люди доставляли к нему в ремонт автомобили. Своими золотыми руками Алексей Яковлевич собрал трактор, сконструировал для колхоза электромельницу.
В словах Марии Алексеевны звучит гордость за родителей.
– Я благодарна Богу, что родилась в такой прекрасный день – 9 Мая 1945 года, – улыбаясь, произносит наша гостья. – Отец этим очень гордился. Сегодня мне хочется спеть для вас его любимую песню.
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные поля и леса.
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага,
– с чувством выводит Мария Чунихина. На протяжении многих лет она является участницей ансамбля «Надежда» Белорусского товарищества инвалидов по зрению, сольно, в составе дуэта и трио выступает на мероприятиях БелТИЗ и районной организации ветеранов войны и труда. Учащиеся были приятно впечатлены тем, как душевно исполнила Мария Алексеевна любимую песню своего отца. Пенсионерка сумела «завести» класс, и песню «День Победы» дети пели вместе с ней.
Участники литературного кружка дружно исполнили песню «Катюша». Владислав Устимчук прочитал стихотворение Александра Твардовского «Лежат они глухие и немые», Артем Лайтер – стихотворение о Беларуси, а Ирина Плында – вынесла на суд гостьи стихотворение, которое ребята написали на занятиях кружка:
В деревне памятник стоит,
И память из него глядит.
На нем фамилии погибших
И до Победы не доживших.
Я чувствую свою вину,
Что нету их, а я живу.
И солнце светит надо мной
И над любимою страной.
Наш долг помнить о тех, кто завоевал над нами мирное небо. Юлия Щербач рассказала свое стихотворение, которое также сочинила на занятиях литературного кружка, о солдате, спасшем немецкого ребенка в Берлине.
Спасал немецкое дитя
Не для награды, а любя,
– так расценила поступок красноармейца современная школьница.
Мероприятие прошло тепло и заинтересовало ребят. Мария Чунихина оказалась искренней, душевной собеседницей. Впрочем, она привыкла общаться со школьниками, так как всю свою жизнь проработала учительницей. Встреча-реквием была организована активистами Брашевичской ветеранской организации.
Нина ГРИЦУК,
председатель Брашевичской ветеранской организации,
педагог дополнительного образования ГУО «Дрогичинский РЦДОДиМ»,
наш внештатный корреспондент.