В июле Петр Мысливец отметил свое 75-летие. За все эти годы он лишь дважды покидал родной Дрогичин. После окончания местного училища механизации по комсомольской путевке работал на целине, а затем проходил срочную военную службу на Дальнем Востоке. Ночами в чужой стороне Петру Степановичу снился родной город, природа милой сердцу белорусской земли.
Вот уже на протяжении полувека на своих полотнах художник запечатлевает родные пейзажи. Каждые пять лет Петр Степанович держит творческий отчет, выставляя свои работы в Дрогичине, Пинске, Бресте. Но если прежде художник отдавал предпочтение матушке-природе, то на этот раз он обратился к истории райцентра, показав на своих полотнах, как выглядел город в довоенные годы и как создавался его нынешний образ.
— Я его люблю!.. – сдерживая скупую мужскую слезу, по-юношески трогательно признается в своем большом чувстве к Дрогичину Петр Степанович.
Цепкие нити воспоминаний связывают художника с каждым уголком, который ожил на полотне благодаря его кисти. Вот городской водоем Пицуха. Здесь мальчишкой Петр Степанович с друзьями проводил уйму времени. Ребята купались, ловили рыбу, а зимой, конечно же, играли в хоккей. А вот мост через канал в районе второй городской школы. Его Петр Степанович нарисовал на двух картинах: в старом и новом инженерном решении. Ребенком будущий художник на крыгах, так называли обломки льда, спускался по воде от Пицухи к мосту. Случались незапланированные «аварии» и, возвратившись в мокрой одежде и обуви домой, он частенько бывал отшлепан натруженной материнской рукой. Когда же пришло время романтических свиданий, с трепетом и волнением ровесники Петра Степановича ожидали на мосту своих избранниц, вместе с ними любовались тихим журчанием воды.
Чтобы оживить уголки, облик которых претерпел принципиальные изменения, художнику пришлось найти в архиве старые фотографии. Так, на его полотнах появились и католический костел, и польская школа ральнича, и двух-этажное здание по улице Ленина, где Петр Степанович учился на тракториста.
— Дрогичин всегда был очень красивым городом, с вымощенными булыжником улицами, тротуарами, — говорит художник. – Конечно, с нынешней красотой не сравнить. Я очень рад, что при застройке города удалось сохранить его изюминку, что не были возведены высотки, которые могли испортить его облик. Мне очень нравятся новые «спальные» районы, которые я также с удовольствием изображаю на своих картинах…
Что же касается ретро-Дрогичина, то, думается, у многих посетителей выставки Петра Мысливца старшего поколения ностальгически сожмется сердце при виде картин, на которых художник запечатлел мощенные булыжником улицы Вокзальную и 8-е Марта. К слову, отец Петра Степановича участвовал в укладке булыжника по улице 8-е Марта, которая в то время называлась Хомской. А по улице Вокзальной Петр Степанович и его друзья катались на велосипедах и устраивали танцы «на кругу» у железнодорожного вокзала.
Художник был готов до бесконечности говорить о своих картинах и о том, как дороги ему каждая улочка, каждый дом, деревья, цветы в родном городе.
Но наступил волнительный момент торжественного открытия выставки. Поздравить юбиляра с окончанием очередного творческого этапа пришли его коллеги, местные художники Михаил Майбородин и Валерий Доброквашин, воспитанники художественного отделения детской школы искусств и директор школы Сергей Подлужный, сотрудники центральной районной библиотеки. С проникновенными словами благодарности за творческий талант и любовь к родному краю к Петру Степановичу обратилась заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Оксана Давидович. Оксана Викторовна вручила художнику Благодарность отдела и вместе с ним перерезала символическую красную ленту в честь открытия выставки.
И хотя седина давно посеребрила виски Петра Степановича, и без помощи трости ему нелегко передвигаться, художник, как и в молодые годы, остается в творческом поиске. Он выезжает на пленэры, много времени проводит в своей домашней художественной мастерской. Около четырех тысяч картин создано его талантом. Полотна Петра Мысливца находятся в музеях и частных коллекциях, причем, не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Увидеть их могли посетители районных, областных, республиканских и даже всесоюзных выставок. В 80-е годы прошлого столетия одна из работ художника была отобрана для участия в благотворительной выставке-продаже, средства от которой пошли на оказание помощи пострадавшему от землетрясения населению Спитака и других городов. Сама же картина попала в Америку. За участие во всесоюзной выставке, посвященной 70-летию Великого Октября, Петр Степанович был награжден дипломом Союза художников СССР.
— Как художник я нахожусь в творческом порыве! – признался юбиляр. – Для художника не существует понятия «быть на пенсии». Планирую продолжить серию картин о Дрогичине. Талант без трудолюбия, без вдохновения – ничто. Нельзя стать художником, если в сердце нет любви к родному краю, к той местности, где ты родился и где живут твои земляки…
Осень и начало весны за буйство красок, за насыщенную цветовую гамму особенно любит дрогичинский художник Петр Мысливец. Пускай же его личная осень будет такой же яркой, жизнеутверждающей и полной гармонии, как созданные им пейзажи!
Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА