Начало моей школьной жизни совпало с открытием в Дрогичине хореографической школы. И моим первым учителем танцев стала Людмила Валерьевна Гречко, которая всегда умела увлечь, заинтересовать и мотивировать. И не только меня, но и всю нашу группу. Каждый ее урок — это было что-то новое и захватывающее, каждая неудача – не повод для расстройства, а каждая победа становилась нашей общей радостью. И пусть потом у меня было еще много других преподавателей, но ее – первую учительницу, я всегда вспоминаю с любовью и теплотой в сердце.
Сегодня Людмила Валерьевна – не только блистает в качестве солистки танцевального ансамбля «Прыгажосць» Дрогичинской хореографической школы, но и продолжает вкладывать свое мастерство в других учеников. И я решила подробнее узнать о том, почему именно танец стал ее профессией и как она находит подход к детям.
— Людмила Валерьевна, где вы родились и были ли связаны ваши близкие с хореографией? С какого возраста начали увлекаться танцами и кто оказал на это влияние?
— Родилась в соседнем райцентре – в Иваново, в обычной семье. Мама была учителем русского языка и литературы, а папа трудился токарем на заводе. Никто из родных не имел ничего общего с искусством, если не считать дедушку, который был музыкантом-самоучкой.
Вообще, танцами начала заниматься довольно поздно – в десять лет. В то время к нам в город приехал молодой хореограф Елена Николаевна Скобцева, и на базе музыкальной школы открыли хореографическое отделение, куда и отвела меня с сестрой мама. Она и стала моим первым наставником в танцевальном деле и человеком, который привил мне не только интерес, но и любовь к танцу.
— Как и когда решили стать хореографом?
— Еще в школе. Проучившись шесть лет, “хореографию” закончила с отличием, и вопрос о выборе профессии передо мной не стоял. На тот момент я уже точно знала, чем буду заниматься. Хотя с малых лет мечтала быть учителем начальных классов.
— Где учились? Возникали ли сомнения в правильности выбора профессии?
— На самом деле, я даже не пошла в одиннадцатый класс, чтобы не терять время, а идти совершенствоваться дальше на профессиональном уровне. Поступила в Пинское училище искусств, которое также окончила с отличием. А в правильности выбора профессии я не усомнилась ни тогда, ни сейчас.
— Как привыкали к достаточно тяжелым физическим нагрузкам? Как избегали травм и были ли они?
— К сложному режиму была вполне подготовлена, так как в общеобразовательной школе занималась легкой атлетикой, да и каждодневные занятия хореографией не прошли зря и давали свой результат.
Насчет травм — в нашей профессии вообще тяжело обойтись без них. Поэтому всякое бывало.
— Расскажите о первом рабочем месте? С какими проблемами пришлось столкнуться? Какой первый танец поставили?
— После окончания училища была распределена в родной город, где первые два года трудилась в Доме культуры руководителем детского коллектива. А потом в Иваново приехал Валерий Борисович Чернышев. Сначала он создал ансамбль танца “Яновцы”, с которого берет истоки моя танцевальная деятельность, а позже благодаря его усилиям появляется и школа хореографии, где я начинаю преподавать.
Если говорить о проблемах в работе, то как-то не замечала. Возможно, потому что была полна энергии и идей, которые хотелось воплотить в жизнь. А за постоянным трудом нет времени акцентировать внимание на каких-то недостатках.
— А какой первый танец поставили самостоятельно?
— Им стал «танец кукол».
— Какой вид танца больше нравится, а какой сложнее дается?
— Каждый хорош и интересен по-своему, и особых предпочтений у меня нет.
— Как принимали решение переехать в Дрогичин? Какие первые впечатления остались от нашего райцентра?
— Решение переехать в Дрогичин пришло не сразу. Хоть это и не так далеко, но расставаться с родными, коллегами и учениками оказалось не просто. Но заманчивые предложения, перспективы другого города взяли верх и большинство нашего Ивановского коллектива во главе с Валерием Борисовичем оказались здесь. Да, поначалу было нелегко начинать все с чистого листа, но мы справились: появился ансамбль танца “Прыгажосць” и хореографическая школа.
Насчет впечатлений – их было масса. Это и новые планы, знакомство с интересными людьми, организация концертов и танцевальных номеров. Скучать не приходилось.
–Как находите подход к детям? Сразу ли видно, есть потенциал у ребенка или его нет? Стоит ли говорить об этом родителям?
— Главное, это уметь заинтересовать каждого малыша и расположить его к себе, а при необходимости выслушать и понять. Вообще, в работе с маленькими детьми есть масса трудностей: это и рассеянное внимание, и быстрая утомляемость, и проблемы с поведением. Но никогда нельзя ругать. Даже наоборот: если у ребенка что-либо не получается, его надо подбодрить – это всегда придает ему уверенности. А для того, чтобы заинтересовать, можно объяснять то или иное движение с помощью игры или каких-либо образов.
Обязательно нужно помнить, что каждый ребенок — индивидуален. И даже если талантливых и одаренных видно сразу, то это абсолютно не значит, что тот, у которого физические данные менее развиты, не добьется успеха. Ведь способности можно создать и «рукотворно», за счет желания и постоянных занятий.
Другое дело – если у ребенка полностью отсутствует желание заниматься танцами. Тут немаловажную роль играют и родители, которые иногда заставляют детей посещать занятия, когда им это совершенно не нравится. Наверное, в такой ситуации стоит сесть и поговорить с ребенком, и, возможно, еще не поздно будет записать его в другую секцию, где он найдет себя и будет получать удовольствие.
— Своих детей отдали в танцевальную школу?
— Сначала в школу хореографии записали старшего сына, но, к сожалению, особых результатов он не добился: не хватило природных данных и не было того желания, о котором я говорила, и я, как хореограф, это видела. Поэтому решили дальше его не “напрягать”. А вот младший уже третий год как постигает этот вид искусства, и ему нравится.
— Есть ли ученики, успехами которых гордитесь? Многие ли из ваших воспитанников стали хореографами?
— Всегда благодарна своим ученикам и их родителям за то, что они прошли такой нелегкий, но в то же время интересный путь со мной! Я уверена, что в жизни каждого из них будет такая ситуация, когда полученные знания обязательно где-либо пригодятся. Ну, а на данный момент пока только три выпускницы выбрали танец своей будущей профессией. Горжусь ими!
— Вы являетесь не только учителем, но и активным участником танцевального ансамбля «Прыгажосць». Где побывали с концертами, какие выступления больше всего запомнились? И почему?
— В составе народного ансамбля танца “Прыгажосць” я танцую уже почти 12 лет. За это время состоялось масса концертов и выступлений. Обо всех сразу и не вспомнишь. Но, конечно же, запоминаются всегда фестивали за рубежом. Каждая страна интересна своей культурой, своими достопримечательностями и природой. Помимо этого, всегда очень увлекательно общаться с коллегами из других государств (это и французы, и немцы, и китайцы, и многие другие) и обмениваться опытом между собой.
— Что для вас – танец: работа, увлечение, вдохновение или нечто иное?
— В первую очередь, танец для меня –это большое удовольствие, хорошее настроение, позитивные эмоции и, конечно же, всегда отличная физическая форма. Ну и образ жизни. И я надеюсь, что у каждого человека будет такая профессия, в которой он будет так же гармоничен.
Беседовала Марина ШАФРАН