Около года назад двенадцать молодых режиссеров и художников — поляки, немец, белорусы — устроили перформанс. Они подошли ко входу в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау, занавесили лозунг Arbeit Macht Frei («Труд освобождает») баннером с надписью Love Macht Frei («Любовь освобождает»). Затем, раздевшись догола и сковав себя наручниками, встали на колени и проговорили текст антивоенного манифеста.
Апогеем сего безобразного действа стало убийство ягненка, который по задумке «творцов» должен был стать символом невинного существа. Не многие из очевидцев догадались, что это был призыв к миру, протест против войны.
Перфо́рманс — это форма современного искусства, в которой произведением являются действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Однако, любое ли действие, в любом ли месте может соответствовать статусу произведения искусства, только потому, что к его воплощению имеет отношение художник. Конечно, нет. Искусство должно будить сознание и чувства посредством художественных образов и символов, оно должно быть понятным, оно должно, по крайней мере, нравиться. И ни в коем случае не глумиться над моральными ценностями. Нельзя, прикрываясь тезисом «Я художник, я так вижу», выдавать за искусство мерзость и пошлость. Невозможно высокохудожественно нагадить в подъезде: все равно это будет грязь и вонь.
Обнаженные тела, бессмысленные фразы, наручники – все это никак не тянет на роль искусства. Не оценила «мирных» порывов и польская полиция, которая незамедлительно арестовала всех участников перформанса и, судя по отзывам самих «художников», обращалась с ними отнюдь не деликатно. Боюсь представить, что бы с ними сделали в тех же США или Германии.
А недавно суд Освенцима приговорил белорусов Никиту Володько и Адама Беляцкого к тюрьме: первый получил 1 год и 2 месяца тюрьмы, второй — полтора года лишения свободы и штраф в размере двух тысяч злотых. Остальные участники получили штрафы в размере 10 тысяч злотых и ограничение свободы на 1 год.
Это и есть та самая прогрессивная молодежь с европейским мышлением? Конечно, куда уж до них «зомбированным» БРСМовцам, которые ухаживают за памятниками, помогают ветеранам, проводят патриотические акции. Только не называют все это новомодными словечками. А ведь обратите внимание на термин «перформанс» – это действие, это соединение искусства и поступка. Так может ли называться поступком сидение голышом в наручниках, поливание кровью ягненка места, которое полито кровью сотен тысяч невинных жертв? А уж тем более претендовать на роль искусства? Чудовищно все это смотрится на фоне печей крематориев, газовых камер, фотографий людей, не нашедших спасения… Ни смысла, ни логики, ни содержания.
Самое страшное, что из уст осужденных – ни слова раскаяния. Более того, режиссер Никита Володько называет и белорусов, и поляков, осудивших их, «папуасами», не достигшими понимания западных свобод.
Не по себе, знаете ли, становится от таких трактовок.
Сегодня ценность мира очевидна. Как и его хрупкость. Против войн нужно протестовать. Протестовать созидательным трудом, уважением к памяти погибших, к ветеранам и бывшим узникам, протестовать поступками, которыми будут гордиться будущие поколения.
Геннадий ДЕЮН