Ранней весной, проезжая мимо Дрогичинского свеклоприемного пункта, заметил для себя старания его работников. В хозяйствах района только-только начинали сеять сахарную свеклу, а здесь уже готовились к приемке нового урожая: расчищали площадку для кагатного поля, обкашивали траву вокруг территории, наводили порядок на подъездных путях железной дороги, убирали остатки прошлогодней растительности. «Нужно обязательно сюда приехать», – подумал я и в один из погожих деньков, позвонив начальнику свеклопункта Федору Николаевичу Жидковичу, договорился о встрече.
– А когда приедете? – поинтересовался он.
– Я бы не хотел откладывать свой визит в долгий ящик, – ответил я. – Если вы не против, могу приехать хоть сейчас.
– Хорошо, жду, – коротко ответил руководитель и повесил телефонную трубку.
Буквально через 15 минут радушный хозяин гостеприимно встречал меня у ворот своего хозяйства. Поздоровавшись, с гордостью кивнул в сторону обновленного кагатного поля, на котором, как муравьи, копошились люди. На фоне большой бетонной площадки они действительно казались маленькими, но работу выполнили большую. Вместе с прорабом общества с ограниченной ответственностью «ЭЛЕДИ-Групп» Романом Степановичем Василюком компактная бригада из восьми человек заканчивает бетонирование площадки в 77 040 метров квадратных. 1 310 метров кубических армированного бетона с деформационными швами, стояками, испарителями воды – стоимостью почти в два миллиона рублей – уложено за два неполных месяца работы.
– Через дней двадцать должны сдать объект, – вступает в разговор бригадир бетонщиков Валентин Валентинович Деркач.
– А чего людей так мало на объекте? Не хватает строителей? – интересуюсь у прораба.
– Для нормальной работы на данном объекте людей достаточно. Чтобы зарабатывать деньги – больше не надо.
– Когда брестская бригада только приехала к нам, было какое-то сомнение: все-таки частная фирма, справятся ли с такой работой? – рассуждает Федор Николаевич. – А когда я увидел, что за день ребята укладывают более 300 кубометров бетона, мое мнение изменилось. И к качеству работ нет никаких претензий. Несколько проверок приезжало – вопросов не возникало ни по толщине, ни по прочности бетона.
Соблюдаются уклоны площадки – один сантиметр на метре погонном. Прораб всегда на строительной площадке, в любую погоду он вместе с рабочими оперативно решает любую проблему. Вопросов по снабжению не возникает – у фирмы есть свой карьер, свой бетонный узел, занимается она также грузоперевозками и арендой техники.
Попрощавшись со строителями, направляемся к зданию ремонтной мастерской. Там тоже работают люди.
– Наш коллектив небольшой, – говорит Федор Николаевич, – всего 10 человек: начальник, бухгалтер, агроном, сварщик, 3 сторожа, 3 слесаря-наладчика. И всем этим коллективом мы ремонтируем и обслуживаем технику, поддерживаем в нормальном состоянии свеклопункт, обкашиваем территорию, чистим железнодорожное полотно, оформляем наглядную агитацию.
Еще в феврале приступаем к ремонту и обслуживанию техники. Сторожа свои прямые обязанности выполняют только в зимне-летний период. В сезон они меняют профессию: один работает на весовой оператором ЭВМ, второй становится лаборантом, третий – старшим буртоукладчиком. Все профессии у нас совмещены.
Водители, трактористы или машинисты буртоукладочных машин (БУМ) выполняют свою непосредственную работу во время заготовки и отправки свеклы на завод, а потом они переводятся на работу слесарями.
Сегодня на подготовке техники заняты слесари-ремонтники Виктор Борисович Белокуров, Владимир Федорович Савчук, Владимир Александрович Скирук, электросварщик Анатолий Федорович Полоско. С последним, кстати, мы знакомы очень давно. Во время наших школьных каникул мы работали неподалеку от свеклоприемного пункта, в районной заготовительной конторе: изготавливали деревянные ящики, помогали бондарю ремонтировать бочки. Наш трудовой стаж уже перешагнул за сорок лет, а началом его стала самостоятельная работа в школьные годы. Хорошо, что сейчас в школах для старшеклассников работают лагеря труда и отдыха. По себе знаем, приучаться к труду нужно с юных лет.
В разговор вновь включается Федор Николаевич:
– Многие работают у нас по 20 и более лет, а некоторые – и всю трудовую деятельность. К сожалению, всем нам уже за шестьдесят, поэтому мы готовы принять в свой коллектив молодых перспективных работников, чтобы обучать их и передавать им свой опыт. Ждем на работу водителя погрузчика, машиниста БУМа, сварщика. Время не стоит на месте. Зарплата у нас достойная, на время заготовки она в разы повышается. У нас разработаны меры морального и материального стимулирования, выделяются средства на закупку овощей, к юбилейным датам и праздникам помощь оказывает профсоюзная организация.
Свеклопункт давно нуждался в модернизации, и этот «звездный час» наступил. Сегодня выделены огромные деньги на бетонирование кагатного поля. Но это только начало. Готовится документация на дальнейшее бетонирование или асфальтирование такого же по размеру участка. Параллельно ведутся работы по проектированию водопроводной скважины. Основной потребитель воды в сезон – наша лаборатория.
Еще планируем ремонт крыши здания мастерской. На сегодняшний день модернизировали линию электропередачи – существующая ранее была в аварийном состоянии. Теперь все электрические кабели у нас спрятаны под землю, заменили освещение всей площадки – оно необходимо для работы в осенне-зимний период, когда световой день короткий. Одновременно проводим технический уход технологического оборудования. Вот и сегодня у нас работает группа электриков Жабинковского сахарного завода. Они выполняют плановую замену освещения и розеток, совмещенную с реконструкцией шкафа электрической сборки, устраняют текущие неполадки.
В лабораторию приезжает группа механиков. У них своя работа. Вслед за механиками приедут специалисты по проверке весового хозяйства. Активно готовимся к сезону заготовки свеклы. К 1 августа у нас все должно быть готово, и оно будет готово.
Конечно, мы нуждаемся в новой технике. В прошлом году на Барановичский свеклоприемный пункт купили новую буртоукладочную машину белорусского производства. Она уже второй год будет проходить испытание на практике. Надеемся, что в скором будущем такая техника появится и у нас.
В этом сезоне нам предстоит заготовить 120, а может, и больше тысяч тонн сахарной свеклы. Принимать сладкие корни будем из двух районов – нашего и соседнего Ивановского. Если раньше 50–60 тысяч свеклы перерабатывали, то сейчас предполагается 120 тысяч тонн «перелопатить», а то и больше – объем громадный.
Ведь сейчас посевные площади увеличили, урожайность пошла вверх. Надеюсь, с поставленными задачами мы справимся. Как и в прежние годы, для бесперебойной работы предприятия планируем отгружать на завод по 30 вагонов каждый день.
Принимать будем до трех тысяч тонн свеклы в день, и мы должны будем своевременно отгрузить ее. Для нас самое страшное – такая жара и перепад температур. Мы кагаты большие не кладем, если раньше укладывали по 10–15 тысяч тонн, то сейчас по 3–5 тысяч. Стараемся их быстро убрать и заложить новые. А колхозы сейчас шагнули вперед, урожайность увеличивается за счет перехода на возделывание по новым технологиям, что позволяет производителям получать хорошую прибыль.
У нас сейчас не проблема вырастить хорошую свеклу, сложнее своевременно вывезти ее с полей. Не хватает машин для перевозки. Завод своего автопарка не имеет, поэтому в сезон используем наемный транспорт, в том числе частный. К нам приезжают грузовые автомобили из Ляховичей, Барановичей, Пинска. И дрогичинским автомобилистам работы хватает. Рейсы чередуем: сделал водитель два рейса на 60 километров – следующие два он сделает на 19 километров.
Надеемся, на новом кагатном поле работы будут выполняться эффективнее и с меньшими трудозатратами.
Александр РЕПИХА.
Фото автора.