В годы Великой Отечественной войны в партизанских отрядах Пинской и Брестской областей БССР сражались с врагом самые разные люди: по национальности, по вере, по мировоззрению. Всех их объединила ненависть к врагу и любовь к родине, которую не могли отдать на поругание фашистам. В преддверии Дня Победы я хочу рассказать о судьбе участника Великой Отечественной войны Алексея Шевцова, жизнь которого на небольшом ее этапе была связана с Дрогичинским районом.
Алексей Прокофьевич Шевцов родился в 1916г. в местечке Гремячий Лог Черниговской губернии в семье крестьянина. Его отец, когда началась Гражданская война, добровольцем ушел в Красную Армию и погиб в боях с белогвардейцами недалеко от Тулы. Оставшись без кормильца, семья жила бедно. Шло время, и Алеша Шевцов пошел учиться в школу. Парень помогал матери по хозяйству, из-за чего часто пропускал занятия, но учеба ему давалась легко. Окончив семилетку, поступил на заочное обучение в Черниговский педагогический институт. Необходимо было совмещать учебу и работу, так как семья нуждалась в его поддержке. Алексей Прокофьевич работал учителем русского и украинского языка и литературы в родном Гремячем Логу. После получения диплома – женился, но спустя некоторое время, в 1939 году, его призывают в Красную Армию. Проходить службу Алексей начал в 77-м кавалерийском полку 4-й кавалерийской дивизии Особого Белорусского военного округа. Спустя некоторое время рядового Шевцова направляют на курсы помощников политруков, после окончания которых, он направляется для прохождения службы в 125-й стрелковый полк 6-й стрелковой дивизии на должность полкового секретаря бюро комсомола. Это была выборная должность. Ему ее и доверили. Так Алексей Прокофьевич становится вожаком молодежи полка.
Неожиданно мирная жизнь была нарушена Великой Отечественной войной. Вот что в своих воспоминаниях пишет Шевцов о первых днях войны:
«Между Кобрином и Березой-Картузской наша часть оказалась в окружении. Плохо вооруженные бойцы и командиры были пленены немцами. Их привели на сборный пункт, который размещался недалеко от дороги Брест-Минск.
Построив пленных, немцы объявили, что из строя должны выйти коммунисты и комсомольцы. Какая-то часть вышла. Вышел и я. Нашу группу отделили от остальных. Когда пленных увели, нам выдали лопаты и приказали копать яму. К концу дня немцы приказали построиться в несколько шеренг на краю ямы. Было понятно, что нас расстреляют. Я стал в последнем ряду над самым обрывом. Послышалась команда, и взвод немцев передернул затворы винтовок. Раздались выстрелы. Помню, что на меня падали тела убитых, а затем – темнота. В сознание пришел через несколько дней. Сильно болела голова. Не верилось, что смог выжить. Начал шевелить руками и ногами. Через некоторое время удалось выползти из ямы. Приподнявшись на руки, увидел в дали кромку темного леса. Идти не мог, и поэтому, преодолевая боль пополз. Сколько полз, не помню. Только через какое-то время увидел женщину с козой. Собрав последние силы, позвал ее на помощь. Женщина подошла, согласилась помочь мне. Так я оказался в сарае на хуторе. Помню, что мне моя спасительница промыла рану, забинтовала голову и напоила козьим молоком.
Недели через две раны затянулись, и я стал понемногу передвигаться на ногах…».
Так Алексей Шевцов оказался в крестьянском доме Ивана Гринчака на хуторе недалеко от д. Приборово Бытеньского района в качестве работника. Летом 1942 г. в окрестных лесах появились партизаны. Местные жители сообщили Алексею, что недалеко от д. Волчьи Норы в лесу находится отряд. Долго не раздумывая Алексей Прокофьевич собрал вещи и, попрощавшись с приютившими его людьми, ушел к народным мстителям. Так он оказался в партизанском отряде им. Щорса, которым командовал Павел Пронягин. В то время отряд совершал марш на восток, планируя перейти линию фронта и соединиться с частями Красной Армии.
В представлении к награждению Алексея Шевцова орденом Красной Звезды сказано:
«…Попав в отряд им. Щорса, который действовал в районе местечка Косово, он участвовал во всех боях. В сентябре 1942 г. прорвавшись с группой партизан из окружения тов. Шевцов попадает в отряд им. Н. Шиша, которым командует Михаил Герасимов и участвует в боях. На своем счету имеет 5 пущенных под откос эшелонов врага. Находясь на должности помощника комиссара по комсомолу тов. Шевцов оправдал высокое звание большевика-партизанского руководителя. 22.02.1944 г. тов. Шевцов вместе с комиссаром находясь в соседнем с командирским дзоте проявил подлинное бесстрашие и мужество. Когда дзот командира был разрушен, и его защитники частично убиты, а остальные ранены, дзот, где был тов. Шевцов принял на себя весь удар фашистских минометов и скорострельных пушек. Но герои не отступили. 15 часов длился неравный бой. Сотни немецких солдат валялись перед амбразурами дзотов. Рубеж обороны вдоль Днепровско-Бугского канала был удержан и враг не прошел, что позволило сохранить жизнь сотням мирных жителей. «Назад нам хода нет!» – таков был девиз героев. В процессе всего периода боев тов. Шевцов находился на передовой линии…».
После соединения отряда им. Калинина с частями Красной Армии Алексея Шевцова отправляют в распоряжение Белорусского штаба партизанского движения, который находился в Гомеле. Из бывших партизан там готовили управленческие кадры в освобожденные районы. В конце июля 1944 г. и в Дрогичинском районе началось формирование новых органов власти. В создаваемый райком комсомола и был направлен Алексей Шевцов. На районной комсомольской конференции, которая прошла в июле 1944 г. в Дрогичине, местная молодежь избирает бывшего партизана первым секретарем райкома комсомола.
Все это время Алексей Прокофьевич искал свою семью. Однако никаких вестей с родины не было, какова судьба его жены он не знал. Но в гибель родных верить не хотелось…
Работая в Дрогичинском райкоме комсомола, Алексей Шевцов познакомился с Надеждой Прокопович из д. Брашевичи, где она возглавляла первичную комсомольскую организацию. Они стали встречаться, а затем жить вместе. Через некоторое время у них родилась дочь Мария. Все было хорошо. Молодая семья строила планы на будущее.
В Дрогичинском райкоме комсомола Алексей Шевцов проработал до августа 1947 г. Далее его по распоряжению ЦК ЛКСМБ переводят на должность секретаря по пропаганде и агитации Полоцкого обкома ЛКСМБ. Вместе с ним уезжает и Надежда Пантелеевна с маленькой дочерью. Они жили и радовались каждому прожитому дню.
Неожиданно Алексею Прокофьевичу приходит известие из Украины, что нашлась разыскиваемая им семья. Шевцов уезжает на родину в г. Чернигов, где ему предложили должность в обкоме партии…
По воспоминаниям дочери Алексея Шевцова, Марии Алексеевны Вакульчик, ей посчастливилось всего один раз встретиться со своим отцом. «Это произошло летом 1985 г. во время открытия памятника в д. Сварынь. На это мероприятие были приглашены бывшие партизаны, которые проживали на территории Советского союза. Среди них оказался и мой отец. Папа очень хотел встретиться с мамой. Он говорил, что всю жизнь его мучит чувство вины перед нами, и что частичка сердца отдана единственной женщине, которую любил. Я очень жалею, что послушала маму и отговорила отца от этой встречи. От волнений и переживаний у нее стало болеть сердце, и я боялась, чтобы маме, не стало хуже. Но вышло так, как вышло. Встретившись со мной и внуками в Радостово, отец сказал: «Это моя недопетая песня, в которой не хватает одного куплета».
Давно нет в живых отца, ушла из жизни и мама. Судьба, соединив их на короткое время, разъединила на всегда. Так получилось, что их юность опалила война. Папа сражался в партизанском отряде, и мама с родителями так же была в партизанах. На долю моих родителей выпало много испытаний, через которые с честью и достоинством они прошли. Их любви к жизни, стране и нашему многострадальному народу я завидую. Все это они делали ради нас, ныне живущих – своих детей и внуков. Какое счастье, что судьба сохранила им жизнь на войне и эту жизнь они продолжили в своих потомках».
За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны Алексей Прокофьевич Шевцов был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалью Партизан Отечественной войны 1-й степени.
Сергей Граник
Использованы фото и документы из фондов
Военно-исторического музея им. Д. Удовикова