О семье и взаимоотношениях внутри ее сегодня мы поговорим не в светском понимании, а церковном. Ведь эти два подхода ни в коем случае не претендуют на то, чтобы исключать друг друга. Наоборот, они имеют достаточно общего. Так что же такое семья в библейском и православном понимании? Всегда ли должны дети проявлять послушание родителям? Как должны выстраиваться взаимоотношения молодых семей с семьями своих родителей? Об этом и многом другом рассказывает настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Вавуличи иерей Александр Веремейчик.
– Отец Александр, что такое семья в библейском и церковном понимании?
– Библейское понимание семьи зиждется на словах первой главы книги Бытия, самой первой книге Ветхого Завета, когда при творении Адама и Евы Господь сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». Сказанное повторил и Господь наш Иисус Христос, как повествует нам евангелист Матфея, и не только повторил, но и продолжил словами: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Дело в том, что в Ветхом Завете существовал закон о разводе, согласно которому муж мог написать разводное письмо, развестись и жениться на другой. Христос же, продолжив ветхозаветное выражение вышеупомянутыми словами, обосновал незыблемость семейных отношений.
Семью часто называют малой церковью. Если Православная церковь в общем понимании – это сообщество верующих во Христа, объединенных Таинствами, то семья верующих людей – это сообщество людей, связанных кровным родством, объединенных любовью, уважением друг к другу и так же, как и Церковь, являющихся единым организмом.
– Что такое крест семейной жизни?
– Семейный крест не отличается от креста жизненного и христианского. В послании апостола Павла к Галатам есть такое выражение: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». На этих словах апостола должны основываться взаимоотношения как между людьми в целом, так и членами семьи в частности.
Естественно, каждый из нас является индивидуумом со своими физическими, психологическими и эмоциональными особенностями, у каждого из нас есть и свои недостатки в силу того, что все мы люди несовершенны. Но мы должны учиться любить друг друга и, объединенные этой любовью, терпеть и принимать недостатки своего ближнего.
– Скажите, отец Александр, признается ли Церковью невенчанный брак?
– Здесь я хотел бы отметить, что в постсоветское и особенно в советское время среди некоторых священников существовало ошибочное суждение, что невенчанные пары живут в блуде. Это не так. В наше время официально, в Основах социальной концепции Русской православной церкви, высказана церковная позиция о том, что брак со штампом в паспорте Церковь признает и уважает. Такой брак так же, как и венчанный, по словам апостола Павла, «честен и ложе нескверно». Соответственно, и дети, рожденные в таком союзе, считаются законнорожденными.
В новообразованных семьях зачастую бывает так, что воцерковлен только один из супругов. Я, как священник, обязывать венчаться такие пары большого смысла не вижу. Нужно понимать, что Таинство Венчания – это церковное благословение союза двух верующих людей, то есть церковное благословение уже законного брака. Хочу еще раз обратить внимание, что именно двух верующих. Если муж просто за компанию согласится повенчаться, при этом абсолютно не имея веры, это не будет являться его полноценным участием в Таинстве. Венчание подразумевает то, что к нему приступают осознанно. Поэтому, основываясь на этом принципе, и проводятся с молодыми людьми, желающими повенчаться, собеседования, на которых им разъясняется, к чему они приступают, нужно ли им это и готовы ли они жить по принципам православной веры.
Нельзя воспринимать Таинство как традицию или дань моде. Бывает и так, что молодые люди смотрят на Таинство Венчания лишь сквозь призму красивых фотографий с венцами над головой на фоне церковного интерьера. Получается, что для них все сводится только к внешней красоте, которая на самом деле просто является «скорлупой пустого яйца». К сожалению, нередко выходит так, что Церковью брак благословен, а союз молодоженов через короткое время распадается.
Формальное участие в любом церковном таинстве человеку не на пользу, а даже во вред. Поэтому ни советы родителей и родственников и никакая внешняя красота не должны быть основополагающими при решении этого вопроса. Главное, чтобы молодые люди расписались в загсе, после чего их союз считается законным, и тем самым они берут ответственность друг за друга перед Богом, обществом и государством. Лично я с большим уважением отношусь к такому подходу к браку у молодых людей. А вот когда они уже повзрослеют в своей семейной жизни, может быть, и полноценно воцерковятся, тогда я с радостью такую пару повенчаю. Это все будет более осознанно, закономерно и последовательно.
– Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» означает ли, что дети должны слушаться своих родителей, независимо, правы родители или нет? Как должны выстраиваться взаимоотношения молодой семьи с семьями их родителей?
– Если говорить о супружеской паре и их родителях, то в этом случае акцент делается опять же на ветхозаветное выражение: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». То есть для человека ближе становится его вторая половинка. Конечно, заповедь о почитании родителей не отменяется, но на первом месте у женатых и замужних должна быть собственная семья. В принятии какого-то решения должно главенствовать мнение супругов, а не их родителей. Родители могут и имеют право лишь посоветовать, а прислушаться к их совету или нет – это уже законное право выбора самостоятельной семьи. Я думаю, что многие мудрые тещи и свекрови, а также тести и свекры минимально вмешиваются в жизнь своих детей. А это безусловно минимизирует поводы для семейных недопониманий и скандалов.
Заповеданное почитание родителей означает для взрослого человека прежде всего заботу о них. Наша задача в первую очередь – помогать им сделать то, что они уже сами не могут, навещать их, созваниваться с ними, узнать, как их дела, покупать им необходимые лекарства и так далее. Именно в этом и должно проявляться почитание родителей.
– Батюшка, а как Церковь относится к использованию детьми гаджетов (смартфонов, компьютеров, планшетов) и где грань, отделяющая от их злоупотребления?
– Откровенно говоря, такая проблема есть и в моей семье. Зачастую мы даем нашим детям гаджеты, начиная с самого маленького возраста для того, чтобы они нам не мешали что-то делать. Мы знаем, что, сидя в виртуальном пространстве, наше чадо никакую не сделает нечаянную пакость и не причинит своей неаккуратной шалостью себе физический вред. Ребенок с гаджетом как бы в относительной безопасности.
Но, как и в любых других вопросах, здесь нужно подходить с точки зрения разумности. Если ребенок сделал уроки, убрал у себя в комнате, значит, он может посидеть в телефоне или планшете. И все же важно, стараясь не обижать ребенка, контролировать то, что он смотрит. Именно в этом кроется самая большая опасность. Сейчас доступно очень много порочного и вредного контента, который навязывает детям пагубные стереотипы, где нет разницы между здоровым юмором и издевательствами, кривлянием и насмешкой. Там нет никаких созидательных моментов, ребенок не учится отличать добро от зла. Я всегда стараюсь, наблюдая «за модой» на разных блогеров, разговаривать со своим ребенком и разъяснять ему вещи, которые в силу своего возраста он не может сам осознать. И это должен делать каждый родитель. На этом фоне я очень хочу похвалить создателей фильма «Чебурашка». Моя дочь, третьеклассница, не отрываясь его смотрела. Были моменты, когда главный герой грустил, и она начинала плакать. Она прониклась симпатией к этому доброму созданию. И любимой игрушкой у дочери стал именно милый Чебурашка, а не зубастая страшилка Хагги Вагги.
– Отец Александр, если случается так, что венчанная пара разводится, могут ли они еще и «развенчаться»?
– Как такового чина «развенчивания» в Церкви не существует. Есть только чин на благословение повторного вступления в церковный брак, которое дается только архиереем при личной беседе. Такие беседы, как правило, проводятся с людьми, которые были венчаны и разошлись, а теперь желают вступить в повторный брак. Если же человек все же развелся и остается жить один, никакого благословения и собеседования не нужно.
– Отец Александр, что бы вы посоветовали прочесть молодым людям, которые готовятся связать свою жизнь брачными узами, и уже состоявшимся парам?
– Лично мне очень нравится книга священника Илии Шугаева «Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях». Я считаю эту книгу замечательной, потому что в первую очередь ее автором является многодетный священник. Эта книга, несмотря на то что составлена в форме беседы со старшеклассниками, очень хорошо раскрывает тему семейной иерархии и взаимоотношений, в ней автор приводит примеры своей семьи и даже своих ошибок. Эту книгу я всегда стараюсь дарить после венчания молодоженам и рекомендую ее открыть для прочтения уже состоявшимся семьям. Уверен, каждый в ней найдет для себя что-то новое.
Максим РОДЬКО.
Фото из семейного архива
Александра Веремейчика.