Она преодолевает привычный путь длиною два с лишним километра – из своей родной деревни Заточье в Хомскую СШ, к месту бывшей работы, переступает знакомый порог, откуда на протяжении многих лет уходили в самостоятельную жизнь ее дети, ее ученики. «Сейчас, после капитального ремонта, в нашей школе как в раю – не скрывает восхищения ветеран педагогического труда, родоначальник семейной династии учителей Р.Ф.Сушко, которой мы назначили встречу в стенах учебного учреждения – там, где Раиса Федоровна побуждала и приобщала к знаниям, воспитывала и наставляла на добрые дела несколько поколений сельских ребятишек. И о тех временах в душе женщины хранится немало трепетных воспоминаний.
Теперь в Хомской школе учительствует ее дочь Светлана Анатольевна Новик. А в текущем году Брестский педагогический университет окончила и ее внучка Дарья Алексеевна Брич, которая получила диплом по специальности «социальный педагог-психолог». Так складывается целая династия, которая начиналась в трудные послевоенные годы с высокого и упорного стремления сельской девчонки осуществить свою заветную мечту – стать учителем.
На пути к цели
Раиса Федоровна и сегодня помнит тот яркий момент, когда в далекие 60-е годы минувшего века в ее родной деревне, в Заточье, где располагалась небольшая школа, появилась молодая учительница начальных классов Анна Агеевна Страпко. «Она приехала из России, молодая, красивая, образованная, нарядная, и мне тогда казалось, что нет пьедестала выше, чем профессия учителя. С тех пор я полюбила играть «в школу»: учила цыплят, котят и всех тех, кому в моем детском воображении можно было «преподавать уроки», – возвращается в свое далекое прошлое Р.Ф.Сушко. – Немаловажную роль сыграло и то, что наши родители – обычные крестьяне-земледельцы – всячески поддерживали стремление детей к образованию. Нас в семье было четверо, и я помню, как отец гордился успехами своих детей. Пойдет в школу на собрание, услышит похвалу в наш адрес и по возвращении домой весь светится от радости», – рассказывает Раиса Федоровна.
После начальной школы в Заточье наша собеседница продолжила образование в Хомской СШ. Ей и сегодня помнятся уроки, которые давали в этой школе Вера Ефимовна Шпаковская, Полина Владимировна Лавринович, Анна Ивановна Салита, Анастасия Васильевна Карпинчик и другие здешние преподаватели. Их яркие образы, профессионализм и увлеченность делом лишь укрепили желание старшеклассницы стать учителем. После окончания школы Раиса подала документы в Брестский пединститут, но в первый год не поступила. Зная о ее стремлении к педагогическому труду, девушке предложили временно, на период декретного отпуска основного работника, заменить воспитателя группы продленного дня в ее родной школе в Заточье. А вскоре, в 1971 году, наша собеседница поступила на заочное отделение пединститута и с тех пор и до выхода на заслуженный отдых занималась с детьми.
Профессиональное становление
Раиса Федоровна и сегодня с ностальгией вспоминает то время, когда она была направлена пионервожатой в тогдашнюю Марковичскую школу, когда была молодая, энергичная, деятельная, когда все хотелось успеть и всем помочь. И потому каждое утро она шла на работу с искренним стремлением изменить мир или хотя бы жизнь тех, кто был рядом, к лучшему. Работая в отдаленной деревне, наша собеседница вместе со старшими учениками организовала активное тимуровское движение, помогая конкретными делами тем, кто в этом нуждался. Каким-то образом они узнали, что на хуторе живет одинокая бабушка, в доме которой стоит полуразвалившаяся печь, и что топить ее нечем. С энтузиазмом принялись за дело. Мальчишки запрягли лошадь, и дети под руководством пионервожатой поехали в лес, нарубили и навозили бабушке дров, нашли печника и помогли ему привести печку в порядок.
Возможно, если бы такая ситуация сложилась в нынешней действительности, то учитель был бы привлечен к ответственности за нарушение многих инструкций и приказов. А тогда дети жили реальной жизнью, а не играли в работу, и этому не мешали ни ведомственные, ни родительские запреты. И впоследствии из тех ребят-тимуровцев, по признанию Р.Ф.Сушко, выросли хорошие люди. Один из них – Иван Васильевич Старинович, тоже выбрал профессию учителя и по сей день работает в Бездежской школе.
Умножая добро…
Потом малокомплектные учебные учреждения на территории сельсовета закрыли и Раису Федоровну перевели в Хомскую СШ учителем начальных классов, где она трудилась до самой пенсии. Какими убеждениями руководствовалась в своей работе?
– Все дети от природы разные: одним легко даются знания школьных предметов, другие больше увлекаются пением, рисованием и другими видами творчества, третьи с удовольствием занимаются рукоделием… Но научить добру можно всякого человека. Поэтому в своих учениках, независимо от их способностей к наукам, старалась разглядеть лучшие качества и развивать их. Замечала в детях хорошие черты и поступки, чтобы похвалить их перед одноклассниками и родителями. Ведь добру можно научить только добром, потому что зло порождает зло, – рассуждает ветеран педагогического труда Р.Ф.Сушко.
Тем более что в Хомской школе было у кого учиться и перенимать педагогический опыт. Рядом с Раисой Федоровной работала заслуженная учительница БССР Мария Григорьевна Ярошевич, которая, по словам нашей собеседницы, обладала колоссальными знаниями, неуемной энергией и неподдельной любовью к детям. Здесь, в Хомской СШ, на протяжении многих лет развивалась и укреплялась хорошая традиция уважительного отношения ко всем членам школьного коллектива, независимо от их возраста, что способствовало раскрытию способностей учеников и раскрепощению педагогической инициативы. И когда ученики Раисы Федоровны вырастали, получали профессии, создавали семьи, становились хорошими родителями, она считала это наивысшим достижением коллектива школы и радовалась за них, как за своих сыновей и дочерей.
Династия продолжается
Впоследствии и собственные дети Р.Ф.Сушко получили педагогическое образование: Сергей, который с детства увлекался спортом, окончил факультет физвоспитания, Светлана – биофак. Правда, со временем сын поменял профессию – стал индивидуальным предпринимателем в Бресте. А вот его дети, внуки Раисы Федоровны, занимаются спортом уже на профессиональном уровне. Они – хоккеисты: 19-летний Илья играет в солигорском клубе «Шахтер», а 18-летнего Максима недавно пригласили в сборную команду в Канаду, в Торонто.
Дочь моей собеседницы Светлана осталась в родных местах. Окончив вуз и получив специальность учителя биологии, работает в Хомской школе. Кто повлиял на ее профессиональный выбор и часто ли обращается С.А. Новик к педагогическому опыту своей первой учительницы и своей мамы – Раисы Федоровны Сушко?
Отвечая на этот вопрос, Светлана Анатольевна отмечает, что в нынешней повседневной работе она больше использует опыт и методы своей бывшей учительницы биологии, завуча школы Н.Н. Юрашевич. И когда возникают какие-либо непростые педагогические ситуации в ходе урока, она старается предположить, как бы в этом случае поступила Нина Николаевна.
А вот у мамы, как признается С.А.Новик, она частично переняла демократичный стиль ведения уроков. Она также старается замечать, культивировать, развивать лучшие качества своих учеников, создает на уроках «ситуацию успеха» для тех, кто перестает верить в свои возможности. Со старшеклассниками Светлана Анатольевна общается преимущественно на «вы», и это, по ее мнению, рождает ответное уважение.
О своей маме Светлана Анатольевна рассказывает, что она и сегодня сохранила учительскую привычку опекать и поддерживать тех, кто в этом нуждается: в школе это были дети, а теперь Раиса Федоровна окружает заботой внуков и пожилых соседей в своей родной деревне Заточье.
Продолжателем семейной династии в третьем поколении стала Даша, Дарья Алексеевна Брич – внучка Р.Ф.Сушко и дочка С.А.Новик: после окончания вуза молодой специалист была направлена на работу в Осовецкую СШ, а сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком – растит сына Ванюшку.
Жизнь идет своим чередом: уходят одни поколения, на смену им приходят другие. Но надежным источником мудрости и знаний, добра и света в этом переменчивом мире остаются сердца и души наших ветеранов-педагогов…
Галина ШАФРАН
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА