Воспоминания о большом и священном событии Рождества Христова вновь ведут нас в Вифлеем, город, земля которого дала временный приют Богоматери с Младенцем. Его название по-еврейски звучит как Бейт-Лехем, что в переводе именуется «Дом хлеба», и это не случайно. Тот, Кто говорил о Себе, что Он – хлеб жизни, родился в окрестностях этого города.
Вот Иосиф и Мария идут по дороге к Вифлеему. Они приехали сюда записываться по приказанию императора. Час приближается. Матерь Божия устала от долгого пути, она ждет, когда же, наконец, окажется в городе своего праотца Давида, где она сможет отдохнуть и где наступит великий час рождения в мир ее Сына, ибо ей обещано, что Сын ее будет Спасителем всего человеческого рода. И вот поздно вечером они входят в город, идут в гостиницу, но там уже множество народа. Ни в одной гостинице нет места для Матери Спасителя мира. И тогда Иосиф, усталый и огорченный, стучится в дома, но никто ему не открывает, все двери заперты. Люди спят, и никто не хочет приютить усталую женщину и ее престарелого провожатого.
Так встречает мир своего Спасителя. Он стучится в виде двух утомленных путников, а мир закрывает свои двери и окна. И только в хлеву для скота, куда пастухи в ненастье загоняли своих овец, нашел пристанище Господь наш Иисус и Его Матерь – Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник. Именно им, двоим, в тот момент довелось не только пережить великое счастье Рождества Христова, но и великое испытание, потому что в их человеческие руки была вверена судьба мира, судьба нашего спасения, судьба Божественного Младенца. И в светлый праздник Рождества Христова сердце человека переполняется торжественной радостью, потому что вся Вселенная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают, воспевают этого Божественного Младенца.
Но так ли хорошо знакомо нам Рождество Христово, как кажется на первый взгляд? Тайна рождения Христа – это тема, которая волнует и всегда будет волновать человечество. В некоторые фактические стороны этого события многие люди отказываются верить и в наше время. В этот день совершалось в Вифлееме много чудес, которые нельзя сравнить ни с чем на земле.
Первое чудо – как могло произойти, что Дева Мария зачала и родила ребенка и при этом осталась Девой?
Мы, православные христиане, исповедуем догмат о том, что Пресвятая Богородица была и осталась Девой до рождения Христа и после его рождения. Пресвятая Дева Мария, освященная Святым Духом, зачала во чреве, выносила и родила из чрева Сына Божьего, сохранив при этом целомудрие, святость и девство. Православная Церковь за это именует Ее Приснодевой. Рождение Сына не было естественным способом рождения, свойственным всем рождающим матерям, а сверхъестественным, целомудренным, безболезненным и чистым.
Поэтому очень часто на иконах Пресвятая Богородица изображается с тремя восьмиконечными звездами на мафории (покрывале) Богородицы: одна над ее челом, вторая на правом плече, третья на левом. Три звезды символизируют девственность Пресвятой Девы до рождества Христа, в момент рождества и после рождества.
Второе чудо – главный символ праздника – Вифлеемская звезда. Чем она была на самом деле? Звездой – в том понимании, что это было новое небесное тело? А, может быть, и вправду, как о том пишут святые отцы, это был ангел в виде звезды?
В православном богословии самой распространенной точкой зрения является та, что звезда была какой-то божественной или ангельской силой. Об этом пишет святитель Иоанн Златоуст: «Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она светила днем, из того, что она шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они отдыхали, особенно же из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим, – звезда же никогда не движется от севера к югу».
Существует и такая точка зрения богословов, что Вифлеемская звезда была небесным телом, специально сотворенным Богом для особой миссии, и все ее странное для небесного тела «поведение» именно этой особой миссией и объясняется. Господь – Творец, как создатель природы и ее законов, естественно обладает полной властью для того, чтобы эти законы нарушить ради особых обстоятельств. Как бы мы ни объясняли это событие, оно остается совершенно необычным, выдающимся и радостным.
Третье чудо – это волхвы, мудрецы, люди, овладевшие многими тайными познаниями. Представление у людей о них никак не укладывается в наше рациональное восприятие мира: кем были эти люди и почему они все бросили ради звезды и пустились в опасный путь искать родившегося младенца? Личностям волхвов посвящена небольшая глава в книге «Рождество Христово» замечательного русского историка начала XX века Михаила Скабаллановича. Он говорит о том, что эти мудрецы были действующими правителями своих стран, посвятили себя изучению смысла жизни и поиску истины в науке и философии, которые в то время были очень тесно связаны с астрономией. Поэтому появление новой звезды для них было событием чрезвычайным.
В то время весть о приходе царя, после которого начнется золотой век, ожидал не только Древний Восток, но и весь античный мир. Все жили в ожидании Спасителя. Тем более, что к началу I века до Рождества Христова Ветхий Завет был переведен на греческий язык, и многие просвещенные люди знали о пророчестве. Так что появление Вифлеемской звезды на небе волхвы восприняли как призвание и знамение, поэтому, оставив свои государства, эти благочестивые мудрецы решили найти Богомладенца, чтобы поклониться Ему.
Они идут за Вифлеемской звездой, и она их приводит к колыбели Младенца. Что же находят волхвы, познавшие всю мудрость мира?
Маленькое плачущее Дитя в пещере, где загон для скота. Но их мудрость была так велика, что позволила им увидеть в Нем Спасителя мира. Они поклонились, принеся ему дары, потому что знали, что в этом крошечном Младенце сияет Дух Божий и Господне спасение. Им были открыты великие тайны, что это Царь царей, это Господь, и в то же время – это Человек, Которому предстояло умереть.
В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое – по числу даров. Их имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар. В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим» или «черным», происходящим из Эфиопии.
Так что же такое дары волхвов? Какие они?
Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» – так повествует нам святое Евангелие от Матфея. Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан – как Богу. Смирна (мирра) – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, – как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение».
Золото, принесенное волхвами, – это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. По сей день эти 70 шариков хранятся в монастыре святого Павла на Святой горе Афон. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь.
Согласно преданию, впоследствии все волхвы стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В древней Церкви и в Византии волхвы почитались как святые, их память празднуется как раз в Рождество. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе в Германии.
Не нужно думать, что праздник Рождества Христова – это просто приятное время, когда можно вкусно поесть, попить, поплясать, послать друг другу поздравительные СМС-ки. Прежде всего, праздник Рождества Христова – это напоминание о том, что Господь пришел на землю умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил жизнь вечную, чтобы каждый из нас приобщился к спасению. «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом», – так писал священномученик II века Ириней Лионский.
Но для этого нужно принять всей душой Родившегося в Вифлеемских яслях Младенца, много трудиться над своей душой. И чем усерднее мы станем это делать, тем больше Господь нам будет помогать.
Поэтому пусть каждый спросит себя в светлый праздник, иду ли я за Вифлеемской звездой? Какие дары я приношу Богомладенцу Иисусу? Насколько мое сердце способно исполнять заповеди Его, способен ли я всецело предаться воле Божией, во имя Господа терпеть и смиряться, делать добрые дела милосердия для своих ближних?
Желаю всем вам быть услышанными Богом в своих молитвах и просьбах. Пусть Господь благословит каждого на новый год, пусть все ваши труды несут добро окружающим и будут спасительными для вас и радостными для Бога. Пусть в ваших домах и семьях пребывает любовь и терпение, мир и согласие, достаток и доброта, пусть в них будет как можно меньше невзгод, а больше счастливых моментов и радостных встреч!
Христос рождается! Славите!
Галина АБРАМЧУК,
старшая сестра сестричества при Сретенском храме г. Дрогичина