За январь-октябрь в Брестской области случилось 629 ДТП. Это на 32 меньше, чем за аналогичный период минувшего года. В авариях пострадали 636 человек (на 55 меньше), погибло – 149 человек (больше на 21).
Пожалуй, соглашусь с мнением людей, считающих, будто пешеходы и водители находятся как бы по разные стороны баррикад. В том смысле, что каждая из сторон постоянно предъявляет друг другу претензии. Так, сидящего за рулем мужчину раздражает, когда пожилая женщина с сумкой слишком медленно-вальяжно переходит дорогу, да еще и в неположенном месте! В то же время маму с коляской напрягает пронесшийся прямо перед носом на большой скорости дерзкий лихач… Примеры можно перечислять долго. Это проза жизни. Правда, суровая. Иногда создается впечатление, что в понимании между участниками движения пролегла непреодолимая разделительная полоса… Новости о том, что «такой-то гражданин оказался под колесами такого-то автомобиля и получил тяжелые телесные повреждения», услышать на наших просторах и прочитать в сводках ГАИ можно довольно часто. Конечно, грустно все это. Уж не перечесть количество проводимых Госавтоинспекцией профилактических акций, мероприятий, бесед с родителями и их детьми, а список жертв из числа пешеходов продолжает обрастать новыми фамилиями… Как и людей, погибших или угодивших на больничную койку, попав на своей «ласточке» в аварию.
Приведу печальную статистику. По данным Дрогичинского ГАИ, за последние 10 месяцев совершено 23 ДТП, которые унесли 7 жизней, а 25 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. За такой же промежуток времени в 2010 году зафиксирован 21 случай ДТП, 4 человека погибло, 21 – получил травмы. Как видим, нынче налицо увеличение количества аварий, и, соответственно, людей, пострадавших в них.
Спросите, что же становилось причиной трагедий? По мнению работников Госавтоинспекции, в основном пешеходы гибли из-за неиспользования светоотражающих элементов и при переходе дороги (как на «зебре», так и вне ее). Водители и их пассажиры – в результате превышения скорости и лобовых столкновений.
Выходит, что одни люди стремятся проскочить в неположенном месте или нечаянно-негаданно попадают под колеса нерадивого шофера на «зебре». В свою очередь, водители опять же, желая сэкономить время, игнорируют старую поговорку «тише едешь – дальше будешь». И тем самым рискуют собственной жизнью и пассажиров.
Помнится, пару лет назад в Бресте, на одной из центральных улиц, Московской, висел большущий плакат, призывающий граждан беречь себя. Надпись на бигборде гласила: «Не переходи дорогу в запрещенных местах. Выиграв секунду времени – можешь потерять его навсегда»… По-моему, очень меткое выражение.
… Движение на дороге, проходящей через деревню Новая Попина, весьма оживленное. Одни люди едут в сторону Днепровско-Бугского канала, другие, напротив, направляются в город. Сразу возле трассы располагается немало объектов: магазины, местная школа, церковь, жилые дома. Взрослые идут за покупками. Детвора – возвращается с занятий. Всем им приходится переходить дорогу. Но далеко не все из них шагают по «зебре». Кто-то, пытаясь сократить маршрут, нарушает правила. И, таким образом, играет с огнем. Ведь машины порой проносятся с нехилой скоростью. Самому не раз доводилось видеть, как водители иномарок, игнорируя скоростной режим, лихо несутся, воображая себя пилотами «Формулы-1». Возникни, не дай Бог, в это мгновение на дороге человек – и беды не миновать…
Понимаю, что от пословицы «горбатого могила исправит» в нашей жизни никуда не деться, и нарушители, сколько их не предупреждай и не наказывай, будут всегда. Однако что-то с этим делать надо. Хоть каким-то выходом из положения вижу установку на трассе «спящего полицейского», который заставит водителя нажать на педаль тормоза. Ведь безопасность движения – важное дело. И как же хочется, чтобы и пешеходы, и люди за рулем не пропускали эту прописную истину между ушей, а старались следовать ей! Тогда, глядишь, и количество хлебнувших горя в ДТП сведется к минимуму…
Алексей НАУМОВЕЦ