spot_img

Путешествуем с Владимиром Несиным. Белорусские колбаса и квас за океаном

Дата:

На визитной карточке Владимира Петровича Несина значится: адрес – весь мир. Главный его документ – паспорт ООН гражданина мира. В бережно хранимых российских загранпаспортах – коллекция разноцветных и разноязычных виз. За его плечами – видавший виды – и какие! – тяжелый рюкзак и более сотни тысяч километров. Более 100 стран мира! Его босые ноги ступали по раскаленному песку австралийской пустыни и мерзлой земле Аляски, острым камням неприступных гор и гладким мостовым европейских городов, жирной почве африканских джунглей и сухотраву монгольских степей. Но большой путь путешественника начался именно с дрогичинской земли.
Эксклюзивные материалы о своих путешествиях Владимир Несин в уходящем году начал публиковать на страницах газеты «Навіны Камянеччыны» в авторской рубрике «Наш собкор: босиком вокруг земного шара». Наши коллеги любезно предоставили возможность читателям «ДВ» также познакомиться с экзотикой и романтикой дальних стран. Первый репортаж Владимир Несин передает из Доминиканской Республики.

Знакомство со страной обычно принято начинать со столицы. Сам я редко следую этому правилу, но в этот раз для удобства читателей начну описание именно с нее. Стоит побывать в историческом центре Санто-Доминго (Святое воскресенье) – районе центрального порта. Здесь, в месте, где много лет назад высадился Христофор Колумб, сохранилось много старинных построек, среди которых бродит немало иностранных туристов. Кроме этого района и центрального монумента, в городе, в принципе, смотреть особенно нечего. Многометровая, украшенная рисунками, стелла центрального монумента хороша как узнаваемое место города, но не больше. Центр города спланирован на европейский манер и довольно чист, но окраины явно застраивались без единого плана. На этом побережье климат более сухой и жаркий, а из-за множества кондиционеров температура в городе еще выше. Город расположен на море, да, как говорится, видит око, да глаз неймет, берег-то – сплошные вулканические скалы. Ближайший пляж – за 40 километров.

Социальный строй Доминиканской Республики довольно разумен, и несправедливым его не назовешь. Работа, хоть какая-то, у большинства взрослого населения есть, и пропасти между нищетой и богатством, как, например, в Индии, я не наблюдал. Основная масса населения живет в бедных на вид домах, но все необходимое в них имеется. Телевизоры, холодильники и даже радиоуправляемые игрушки для детей. Да что там игрушки, я не раз видел, что люди, живущие в «хибаре», имеют довольно дорогую машину. Но из старых машин они «выжимают» все – главное, чтобы ездила, а то, что бампера, фары, дверцы привязаны проволокой, а резина совершенно лысая, никого не беспокоит. Я заметил, что более богатые граждане с людьми более бедными общаются на равных. Богатые также не кичатся друг перед другом. Не наблюдал я у них и зависти, хотя иногда своими вопросами специально провоцировал их. У соседа новая хорошая машина? Ну и что? Значит, его старая окончательно «умерла» и он купил качественную, чтобы надольше хватило. Наверняка в долги залез, так чему же здесь завидовать?

Вообще доминиканцы – народ приятный и довольно симпатичный, и дети у них, соответственно, красивые, но руками они обычно работают, что называется, «тяп-ляп». Не раз наблюдал, как рабочие в солидных вроде бы мастерских и на стройках пользуются поломанными плоскогубцами, сбитыми гаечными ключами и молотками без ручек. И еще я никак не мог привыкнуть, что по утрам симпатичные женщины повсюду ходят с огромными бигуди. В России показаться на публике в таком виде считается плохим тоном. Здесь же это – норма.

Народ тут, несмотря на кажущуюся бедность, веселый и добродушный. По своему темпераменту он больше подходит под определение «латинос». Как и у тех, наиболее употребляемое здесь слово «маньяна» (завтра). Ритм жизни здесь неторопливый, так как все понимают, что завтра опять можно сказать или услышать от человека, что-то пообещавшего, «маньяна». Люди в деревнях, в отличие от наших работающих селян, встают поздно. Корову, к примеру, ведь не обязательно в 6 часов доить, она может и до 9 подождать. И так во всем. Исключение составляют разве что рыбаки. В 9 утра они уже возвращаются к берегу.

Однажды я ночевал на пляже возле рыбацкой деревеньки и, приготовив завтрак, наблюдал за ее пробуждением. Рыбаки только что вернулись, но улов, с их слов, был небольшой. Они быстренько продали его приехавшим из города покупателям и сели в тени отдохнуть. Для отдыха у них были припасены 250-граммовые бутылки доминиканского рома, какая-то незамысловатая закуска и 250-граммовые же бутылки с какой- то темной жидкостью для запивания. От предложенного рома я отказался, а вот темную жидкость из бутылки, на которой были нарисованы по виду ячменные колоски, решил попробовать. К моему удивлению, жидкость по вкусу оказалась точь-в-точь как квас, который в Советском Союзе продавался из бочек. И не какой-нибудь разбавленный или вчерашний, а наилучший! Молодцы доминиканцы, умеют с продуктами обращаться. Позже я еще раз в этом убедился, когда попробовал их домашнюю колбасу, напомнившую мне мое белорусское деревенское детство. Колбаса и вообще все мясные продукты здесь относительно дешевы, так же, как и все газированные напитки, кроме вышеупомянутого «кваса». Он почти вдвое дороже колы.

Кстати, мясо здесь предпочитают брать только свежее. Возле дорог можно часто увидеть очереди из коз или баранов. Начало очереди скрывается за ларечком, где продают мясо. По-видимому, у продавца есть напарник, который там забивает животных по мере необходимости. Торговля в таких ларечках идет очень бойко, перед ними всегда есть небольшая очередь из местных жителей и проезжих. Еда здесь, правда, не особо разнообразна: рис, фасоль. Но всегда есть рыба или мясо, чаще козлятина или курица. Да, насчет фасоли. То, что я вначале принял за фасоль, называется «гуандуль». Эти стручки по виду похожи на фасоль, но растут на деревьях, точнее, высоких кустах, наподобие акации, хорошо, хоть кусты не колючие. Ими засажены довольно большие площади, но и в дикой природе они встречаются тоже часто. Также довольно большие площади засажены табаком. Его сушат в тени, для чего сооружают большие навесы. Находясь в горах, я ночевал в них пару раз – запах сушащегося табака довольно приятен. Запах гаванской сигары.

Доминиканцы очень любят праздновать, если бы они могли себе позволить вообще не работать, то в стране царила бы сплошная фиеста. В первый «весенний» месяц в каждом городе республики проходит карнавал, собирающий тысячи зрителей. В основном, это горожане и приехавшие из окрестных сел, но попадаются и белые туристы.

Одну из улиц закрывают для транспорта, и на ней идут массовые представления. Все веселы, все рады – особенно торговцы сладостями, напитками и сувенирами. Администрация, похоже, на этом не зарабатывает, во всяком случае, временные кабинки туалетов бесплатны. Коронное представление на весенней фиесте – «Изгнание дьявола из города». Двое ребят, мастерски владеющие кнутами, якобы стегают его. Каждый раз кнут издает щелчок, подобный выстрелу. Удар кнута должен быть идеально рассчитан, чтобы не задеть актера, да и, наверное, под маскарадным костюмом на нем имеется бронежилет, но лицо-то открыто. Так и без глаз можно остаться. Ну, это ладно, актеры получают деньги за свою работу. Главное другое: дьявола играет чернокожий парень! Скорее всего, он – черный доминиканец, но каково гостям из Гаити? Блин, мы, черные, для них нечистая сила! Но это, возможно, лишь моя фантазия.

На самом деле, никто так не помогает гаитянам, как доминиканцы! После землетрясения, обрушившегося на и без того бедную соседнюю страну, правительство республики, с согласия жителей, разумеется, каждый год выделяет на гуманитарную помощь средства из бюджета. Эмиграционные власти, например, сквозь пальцы смотрят на бедные поселки беженцев, возникшие на доминиканской территории вдоль границы в горах. Несмотря на это, мировая общественность то и дело заявляет: «Ребята, этого недостаточно, давайте объединяйтесь в одну страну!» Гаитяне-то не против, на определенных, выгодных для них условиях, но доминиканская сторона отказывается. Я тоже думаю, что ничего хорошего из этого не получится.

Но хватит о грустном. Страна отмечает День Независимости. Он начался с праздничных шествий по городу, ими и закончился. Колонны школьников и студентов, одетых в униформу, шли под громкую музыку, размахивая флагами и гербами, плюс несли или катили какой-нибудь символ своего учебного заведения. Медики, например, несли шприц метров в восемь длиной. Это шествие мне напомнило наше первомайское, правда, здесь более шумно. Мне понравилось, что даже в высших учебных заведениях студенты ходят в униформе. Это, конечно, не платьица и фартучки, но и в них, по моему мнению, для школьников ничего зазорного нет. Я побывал во многих странах и могу сказать, что, как минимум в 70% из них, в учебных заведениях обязательна единая форма.

Самое большое разнообразие в этом плане в Малайзии. Там в большинстве государственных учреждений работники имеют разные цвета одежды на каждый день недели. Там и календаря не надо – посмотрел в окошко, ага, соседка сегодня в зеленом, значит, среда и т. д. Но что-то я отвлекся (если читателям интересно, могу рассказать о Малайзии в следующий раз).

Практически все туристы перед возвращением стараются прихватить домой какой-нибудь сувенир. Неделю назад я видел, как русские набирают в бутиках при отелях всякой ерунды, при этом обязательно прихватывают бутылочку рома. Они, скорее всего, даже не знают, что в обычных магазинах такой же ром, только в других бутылках, является самым дешевым напитком, но как не привезти соседу или мужу «настоящего доминиканского рома». Также большой популярностью у туристов пользуются бутылки, набитые щепками определенных сортов древесины, которые надо потом самому заливать любым алкоголем, можно в смеси с медом. Получается настойка, которая считается доминиканской виагрой. Бутылочки, обтянутые натуральной кожей, с выдавленным на ней рисунком карты страны, бывают очень даже симпатичные, но цена их «кусается». Мало кто из «белых» туристов знает, что в соседних маленьких городах, где отдыхают местные туристы, такой же сувенир стоит в пять раз меньше. Почему не знают? В аэропорту туристов, прилетевших по путевкам, встречают турагенты и на комфортабельных автобусах везут к местам размещения, где «все включено». Там их всячески ублажают и развлекают, но заодно и «промывают» мозги. Мол, в город самостоятельно не ходите – там опасно! Хотя, в реальности, ходить по доминиканским городам даже ночью не более опасно, чем, скажем, в среднестатистическом российском городе.

Надеюсь, мои путевые заметки окажутся полезными для тех, кто надумает провести отдых здесь, и расширит кругозор тех, кто может позволить себе путешествовать лишь виртуально.

 

 

Владимир НЕСИН

(“Навіны Камянеччыны”)

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

На комплексе «Симоновичи» ОАО «Алексеевичи-Агро» открыта новая ферма

Сегодня, 26 декабря, в ОАО «Алексеевичи-Агро» состоялось торжественное открытие...

Изменения в расписании автобусов на январские праздники

Как сообщили в филиале «Автомобильный парк № 15 г....

В Дрогичинском районе стартовала акция “От всей души”

Сегодня, в рамках акции "От всей души" заместитель председателя...

Дом, в который хочется вернуться

Время неумолимо бежит вперед. Проходят годы, десятилетия, века… Меняются...