В очередной раз этот тихий старый дом на улице Веселой в Дрогичине оживился радостным и шумным многоголосием. Теплым августовским днем здесь, в кругу родных и близких людей, бывших коллег и представителей районной ветеранской организации, свое 90-летие отметил ветеран войны и труда М.В.Гречко. Все было, все испытал в своей жизни Михаил Васильевич, но счастлив тем, что свой юбилейный день рождения он встретил на своих ногах и при своей памяти, рядом со своей половинкой – супругой Любовью Трофимовной, вместе с детьми, внуками, правнуками, которые достойно продолжают его род. И в таком почтенном возрасте главе семьи нередко вспоминается далекое прошлое…
Родился Михаил Гречко 12 августа 1927 года в деревне Дроботы в обычной крестьянской семье. Рос вместе с младшим братом, учился в польской школе, помогал родителям по хозяйству. Но Мишино детство окончилось в 10-летнем возрасте, когда его отец ушел из жизни. В связи с этим горьким событием жизнь сельского мальчишки кардинально изменилась: он вынужден был взять на себя многие хозяйские заботы, стать крепкой опорой для мамы и брата.
– Трудно было после смерти отца, но еще хуже стало, когда началась Великая Отечественная война. Я до сих пор в ярких красках помню, как с друзьями пас коров и днем в небе появился самолет, который начал скидывать листовки. Мы же тогда еще толком не понимали, что это, но нести их в деревню почему-то побоялись, а спрятали в кустах. А через некоторое время в село нагрянули оккупанты, – делится воспоминаниями Михаил Васильевич.
С приходом немцев находиться в деревне стало опасно. Многих активистов фашисты расстреляли, молодых парней и девушек начали увозить на принудительные работы в Германию. Поэтому значительную часть времени сельчане проводили в лесу, где прятались от опасности.
– У нас как тогда было: с утра – власть немецкая, вечером – партизанская. Жить приходилось как бы между двух огней, в постоянной опасности. Меня оккупанты два раза ловили, пытались отправить в Германию, но этой участи мне чудом удалось избежать. Был случай, когда меня вообще посадили в тюремную камеру. И я там не один такой оказался. А молодые тогда были – не промах. Находясь в заключении, мы заметили, что если постараться, то можно вылезти из окна и благодаря свисающему шнуру спуститься вниз и убежать. Так и сделали. Правда, повезло тогда не всем: в какой-то момент, спускаясь, одна из заключенных девчонок вскрикнула от страха, и это услышали немецкие охранники. Что было дальше – не знаю, так как сам в это время был далеко от стен фашистского заточения, – вспоминает ветеран.
В тот день он прятался на кладбище, а потом побежал к родственникам. Провел у них несколько дней и пошел обратно в родную деревню. Хотя возвращаться было некуда – дом каратели спалили. Приходилось жить в землянках и кормиться чем попало…
А потом пришло долгожданное освобождение района от немецко-фашистской оккупации. Восстановилась советская власть, и молодые парни начали получать повестки. Михаил Гречко был направлен на курсы саперов-минеров, после их окончания ликвидировал взрывоопасные остатки войны.
– Хорошо помню, что после освобождения нашего района многие места оказались заминированными. И наша задача была – ликвидировать эту опасность. Не всегда все проходило гладко – подрывались и мои товарищи, и местные горожане. Но обычные мины – ничто по сравнению с авиационными бомбами: одна из таких была обнаружена в Нагорье, и чтобы ее обезвредить, вызывали специалиста из другого города.
Несколько месяцев потрудившись на этом опасном участке, Гречко все же попал в армию. Служить его отправили в Калужскую область, в город Козельск, и первое время новобранцы лишь проверяли оружие на боевую пригодность после того, как его доставляли с завода-изготовителя.
– Оружие после выпуска было законсервированное, поэтому мы его простреливали, и далее оно отправлялось на фронт. А потом я был направлен в минометный полк и получил еще одну военную специальность – стал связистом. Помню, как однажды нас быстро подняли, отправили в баню, переодели в новую форму и повезли непонятно куда. Мы же еще не знали, что впереди предстоит война с Японией, – рассказывает Михаил Васильевич.
Высадили солдат, в числе которых был и Михаил Гречко, в Монголии. Их путь проходил через пустыню Гоби и был сопряжен со многими трудностями, в том числе – и непривычными климатическими условиями. В дороге наш собеседник серьезно заболел и попал в госпиталь. На этом его боевой путь был завершен. Вскоре Япония капитулировала, а наш земляк продолжил армейскую службу, которая длилась до 1951 года. Потом Михаил Васильевич вернулся на родину, устроился на работу, встретил свою будущую жену Любовь Трофимовну, с которой они в мире и согласии прожили более 60-ти лет.
В мирное время Михаил Васильевич трудился дезинфектором в санстанции, а его супруга – техработником в здании силовых структур. В свое время семье Гречко выделили квартиру, в которой они вырастили двоих детей – Галину и Владимира и в которой сейчас радуют своим присутствием их внуки и правнуки. А 90-летний юбиляр тем временем с нескрываемой любовью и улыбкой смотрит на продолжение своего рода. По всему видно, что, несмотря на свой возраст, ветеран еще полон жизненных сил: он любит кататься на велосипеде и трудиться на даче. И это – в девяносто лет!
В юбилейный день рождения Михаила Васильевича Гречко навестили и поздравили не только родственники, но и председатель районного совета ветеранов Светлана Андреевна Могилянчик, а также бывшие коллеги из РЦГиЭ, которые пожелали ему еще многие лета оставаться примером ветеранской стойкости, человеколюбия и жизнеутверждающего оптимизма.
Марина ШАФРАН
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА