В этом году мы рассказали вам об удивительных местах урочища Сосновка, расположенного на западной окраине Дрогичинщины. Теперь отправились в противоположную сторону – к деревне Огдемер и ее окрестностям. Там также есть места, которые с виду ничем не примечательны, но если углубиться в их прошлое, можно найти немало интересного. Если конкретно, нас интересовала территория, ограниченная населенными пунктами Гута, Крестиново, Лежитковичи, Огдемер Дрогичинского района и деревнями Трудовая и Вороцевичи – Ивановского.
На Огдемерском торфопредприятии трудилось до тысячи человек
Вызвался помочь нам уроженец Огдемера, ныне житель деревни Трудовая Леонид Савульчик. Он здесь родился и вырос – на границе двух районов – и знает все тут как свои пять пальцев. Леонид Леонидович учился в Горецкой сельскохозяйственной академии, за годы трудовой деятельности прошел путь от инженера до главного инженера. Потом 15 лет преподавал тракторное дело. Когда вышел на пенсию, занялся фермерством. На сегодня он является землепользователем площади в 18 гектаров, имеет в наличии нужную сельхозтехнику.
Деревня Трудовая Ивановского района, в которой сейчас живет Леонид Савульчик, обязана своим существованием Огдемерскому торфопредприятию, которое действовало в 50–70-е годы прошлого века на территории между двумя современными районами.
По словам Леонида Савульчика, осваивать это месторождение торфа здесь начали с 1948 года, а на полной основе предприятие работало с 50-х до середины 70-х годов, пока, собственно, запасы твердого топлива не были исчерпаны. Огдемерское торфопредприятие снабжало твердым топливом почти всю Брестскую область, а также вагоны с торфокрошкой шли на Ровенскую ТЭЦ.
– Карьер, в котором выбирали торф, достигал в глубину 7 метров и более. Он брал свое начало от деревни Радовня Ивановского района и заканчивался восточнее Огдемера двумя километрами в Дрогичинском районе. Соответственно, рядом с Радовней находилась первая карта торфоразработки и на Дрогичинщине – пятая. В длину полоса торфоразработки доходила до 10 километров. За четверть века выбрали весь торф до самой «материнской» породы, хотя по технологии нужно 20–30-сантиметровый слой оставлять, но это правило не соблюдалось, – пояснил наш земляк.
Леонид Леонидович согласился показать нам эти места. По дороге наш проводник указал на мелиоративные каналы, идущие справа и слева от бывшего месторождения торфа. Рвы эти, по его словам, копали еще в польские времена заключенные тюрьмы в Березе-Картузской. О торфоразработке тогда еще речи не шло – нужно было привести эти заболоченные земли в пригодное для сельскохозяйственной деятельности состояние.
Сейчас, глядя на эти безлюдные места, и не подумаешь, что в середине прошлого столетия тут вовсю кипела производственная деятельность, был слышен рев моторов, работала техника, специальное оборудование. Предприятие имело даже свой узкоколейный железнодорожный путь и состав с вагонами (вместимостью до 20 тонн) для доставки торфокрошки от карьера в прессовочный цех.
По словам Леонида Савульчика, добыча торфа велась двумя способами. Чаще всего использовался заводской, или промышленный. Он включал в себя такие технологические процессы, как фрезерование, ворошение, волкование. После этих технологических этапов высушенную торфокрошку с помощью специальных комбайнов всасывали и грузили в вагоны. С карьера ее отвозили на прессовку. Чтобы повысить теплоотдачу торфа, в него добавляли каменный уголь. После всего вышеперечисленного твердое топливо отправлялось в бункеры, откуда готовая продукция поступала на предприятия, для обслуживания домовладений.
– В производстве торфа использовались так называемые багельные машины. Торфяную массу из карьера она перемалывала, и на выходе получались брикеты по 15 см толщиной. Они просыхали, и, когда достигали нужной кондиции, их укладывали в скирды – и на реализацию, – поделился знаниями Леонид Леонидович.
Для населения торф заготавливался с помощью ручного приспособления, внешне похожего на резак прямоугольной формы и длиной 40–50 сантиметров.
Если проехаться по центральной части Трудовой, то можно увидеть здания, которые тогда составляли основу Огдемерского торфопредприятия и сохранились по сей день. Цех, где прессовали торф, сейчас используется как склад для хранения шрота.
Также сохранились общежитие и здание бывшей конторы, в которой можно было выписать торф и работала столовая. В целом на предприятии трудилось около 1000 человек, многие из них жили в Дрогичинском районе.
– В середине 70-х торфяные залежи полностью исчерпались, и производство было свернуто. В 80-е годы в этих местах, вблизи бывшей пятой карты торфоразработки, насыпали дамбу, а в канавы пустили бобров и выдр. После того много лет существовал запрет на отлов этих животных. С началом 2000-х годов их стало так много в здешних местах, что то и дело, проезжая, можно увидеть бобровые плотины, сточенные и поваленные этими зверьками деревья, – рассказывает о теперешнем облике этих мест Л. Савульчик. – Много водится в этой местности и другого, более крупного зверья: лоси, косули, лисицы. Охотников сейчас стало в разы меньше, вот зверь и рыщет по округе непуганый, не стреляный.
Следы далекого прошлого
В прежние времена, как продолжил свой рассказ Леонид Леонидович, эта полоса между Яновом и Дрогичином была густонаселена людьми. Только в местах, где было глубокое непроходимое болото, не велось никакой хозяйственной деятельности. А так, стояли хутора, земля возделывалась, заготавливалось сено для скота. Многие мужчины в дореволюционное время и в польский период отправлялись за «долларами» в далекую Америку, чтобы вернуться и купить земли. Так поступил и дед Леонида Савульчика. В 21 год он уехал на заработки и пробыл на чужбине 13 долгих лет, но зато когда вернулся, выкупил у поляков много земли и стал одним из самых зажиточных в здешних краях людей.
Некогда через эти места проходила дорога, связывающая Камень-Каширский с Ивацевичами. На теперешний день она не сохранилась. Часть этого большого пути потом стала «гостинцем» между деревней Гута и Огдемером. От этой дороги шло ответвление к усадьбе Винч, которая в свое время славилась на всю Гродненскую губернию. Леонид Леонидович слышал от местных старожилов легенду, что на этой дороге Тарас Бульба убил своего сына. Там был и похоронный камень, который поставили на его могиле. Сейчас бывшая дорога визуально едва различима.
Эхо Первой мировой войны
Кто хорошо знаком с историей Дрогичинщины, пожалуй, знает, что в годы Первой мировой войны возле деревни Огдемер был бой между царскими и немецкими войсками. Это произошло в 1915 году во время наступления кайзеровских войск на территорию Беларуси. Леонид Леонидович показал нам место, где группа «кайзеровцев» была встречена пулеметным огнем со стороны русских войск. Сейчас там поле местного сельхозпредприятия. Посреди относительно ровной местности выделяется небольшая возвышенность. Как раз на ней тогда и был вырыт окоп, оборудованы огневые точки, установлены два пулемета «Максим». Рядом находится полноводная канава, которая в этом месте изгибается. Она берет свое начало от деревни Заплесье и подпитывает Снитовское водохранилище. Канал на то время уже был. Когда немецкие солдаты в количестве роты-двух переправлялись через эту небольшую водную преграду, сразу напоролись на мощный пулеметный огонь. Русские солдаты отступили, а немцам пришлось оказывать помощь раненым и хоронить убитых. Погибших кайзеровских солдат и офицеров похоронили на той же возвышенности, и только в 1941 году, когда на нашу землю пришли новые немецкие оккупанты, их перезахоронили в центре сельского погоста в Огдемере.
Как вспоминает Леонид Савульчик, на этом поле частенько находили патроны, гильзы от гладкоствольного огнестрельного оружия. Нередко наведывались сюда и «черные копатели» с металлоискателями.
Такова история этих мест, на которых вы, возможно, были, но, наверняка, даже не догадывались о происходивших здесь некогда событиях.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора
P.S. Отдельное спасибо нашему земляку из Огдемера Леониду Савульчику за большую помощь в подготовке этого материала