«Блажени, яже избрал и приял еси, Господи» – эти слова Псалмопевца в полной мере могут быть отнесены к светлой памяти почившего митрофорного протоиерея Виктора Сороки, одного из старейших клириков Брестской епархии, настоятеля храма святого Архистратига Божия Михаила в агрогородке Осовцы, который преставился на 90-м году жизни, 13 марта 2018 г.
Среди нашей постоянной суеты и бесконечных дел, среди житейских забот весть о смерти всегда приходит внезапно, тем более весть о кончине близкого человека, который только «вчерашний день беседовал с вами». Эта весть вызвала в душах духовенства и мирян епархии и сердечную скорбь, и слезную молитву, и тревогу за себя, и чуткий вопрос: как без батюшки жить дальше?
***
В Осовецком храме отец Виктор прослужил более 44 лет. Он был уважаем и любим не только прихожанами, но и духовенством. Как известно, истинное почитание со стороны паствы приходит к священнику только в том случае, если служение Богу и людям становится для него образом жизни. Батюшка был примером для многих – скромный, терпеливый, уважительный.
Еще в детстве он знал, что такое лишения и жизненные трудности, поэтому сердцем понимал любого, кто приходил к нему в горе и печали. Еще преподобный Серафим Саровский в свое время сказал о таких, как отец Виктор, что возле них спасутся тысячи.
До последних лет служения отца Виктора за духовной помощью в храм стекались сотни и сотни прихожан не только из Беларуси, но и из соседних стран. Своею благодатной молитвой многих вернул он к жизни, наставил на путь спасения. Разные это были люди: духовно опустошенные, немощные, доведенные до отчаяния, стоящие на краю погибели. Именно на исповеди у батюшки у них были первые слезы и первое покаяние. Много людей, благодаря советам батюшки, преодолели разные жизненные искушения, за что всегда будут благодарны ему.
В отце Викторе была заметна особенная любовь к совершению богослужения. Служил он часто, независимо от того, много или мало людей было в храме. Ни возраст, ни недомогания, ни крайнее переутомление – ничто не останавливало его. Батюшка совершал службу всегда сосредоточенно, не допуская лишних слов и движений. Он молился горячо. Не просто «поминал» людей, а просил за них, умолял Господа. И Бог его слышал. Как священник он понимал, что ждет от него Господь священнической молитвы: и краткой, и длинной, и просительной, и хвалебной, и благодарственной, и покаянной. Один Бог знает жар тех молитв. Великой радостью и утешением было находиться на службе у батюшки. Благодать чувствовалась и изливалась столь обильно, что служба становилась праздником для всех молящихся в храме.
Добавлю, что отец Виктор поражал редким сочетанием простоты и мудрости. Его наставления и проповеди отличались глубиной и, одновременно, доходчивостью. Было очевидно, что все произносимое пережито им в своей духовной жизни. Все эти прекрасные качества собирали вокруг сельского священника множество людей.
Без отпусков и выходных трудился батюшка. Летом и зимой, днем и ночью шли к нему люди за помощью. И всех их встречал отец Виктор с любовью. Несомненно, мы потеряли истинного «пастыря доброго» в евангельском понимании этих слов.
***
Скорбная весть о кончине протоиерея Виктора была сразу же сообщена отцу благочинному, под руководством которого совершены все положенные по церковному уставу приготовления к погребению почившего священнослужителя. В тот же день гроб с телом отца Виктора, облаченным во все священнические одежды белого цвета, был поставлен в храме. В течение трех дней у гроба совершалось непрестанное уставное чтение Святого Евангелия, в котором приняли участие все клирики Дрогичинского благочиния, а также священнослужители из других епархий, приехавшие проститься с почившим отцом Виктором. Все три дня нескончаемым потоком шли люди в храм проститься с батюшкой.
Накануне погребения в храм Архангела Михаила прибыл Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский. Он совершил заупокойную литию в сослужении духовенства Дрогичинского благочиния.
В четверг, 15 марта, Осовецкая церковь не могла вместить всех молящихся, прибывших проститься со своим пастырем. Чин отпевания возглавил благочинный церквей Дрогичинского округа, протоиерей Иоанн Пинчук. К началу чина погребения съехались почти все священнослужители Дрогичинского благочиния, а также священнослужители из других епархий, чтобы принести свои молитвы за усопшего.
Погребение священническое имеет само по себе торжественно-умилительный характер. Это проводы в вечную жизнь. Очень протяжные, совершаемые всей священнической семьей. Когда «едиными устами и единым сердцем» молятся братья-священники и прихожане. В это время человеческому сердцу открывается очень многое о жизни и смерти. «Погребение праведника, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) – это торжество, когда отправляется Христу навстречу человек, любящий Христа и Христом любимый».
Проститься со своим пастырем пришли более тысячи человек. Торжественно и красиво пел хор. Семья стояла у гроба. Духовенство собралось вокруг гроба старшего собрата научиться, как нужно пастырствовать в этом мире, как нужно утешать и обновлять других. Долгих три часа молитвы едиными устами и единым сердцем, три часа предстояния духовенства рядом с собратом, три часа скорби у гроба… Трудно было поверить в то, что батюшка больше не с нами.
После отпевания отец благочинный в своем слове, обращенном к собравшимся, отметил многие труды пастырского служения почившего протоиерея Виктора, а также выразил соболезнования родным и близким.
Гроб с телом новопреставленного протоиерея Виктора обнесли вокруг храма, после чего траурная процессия отправилась к месту погребения. Отец Виктор по своему завещанию был погребен на сельском кладбище в деревне Адамово, рядом с могилой своей матушки. Когда гроб опустили в могилу, возникло чувство, что вокруг – как будто пустыня. И храм, из которого его унесли, казался осиротевшим.
Не случайно земной путь батюшки завершился на Крестопоклонной неделе. Он любил этот период Великого поста. Всегда молитвенно отмечал эти дни служением Литургии Преждеосвященных Даров. Особенностью богослужения этого периода является вынос Креста на середину храма для поклонения. Батюшка всю свою жизнь нес нелегкий крест и имел силу помогать в несении многочисленных жизненных крестов своих духовных детей. При жизни батюшки мы его не берегли: нагружали его своими проблемами и грехами. Сначала пришли к батюшке как богомольцы, и только потом уже сделались его духовными детьми. Пришли к нему со своими крестами – скорбями и печалями. Видимо, не случайно отец Виктор родился в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», так как удавалось ему каким-то образом сменять людскую скорбь на радость.
***
Много доброго вспоминается в эти радостные Пасхальные дни из жизни доброго пастыря, который все свои силы отдавал служению Богу и людям.
Святая Церковь устами святителя Василия Великого говорит: «Кто здесь, на земле, не отдает Богу своего времени, тому Бог не даст Своей блаженной вечности». Отец Виктор отдал Богу все, что имел в этой жизни, все свое время до последнего вздоха.
Не только община храма святого Архистратига Божия Михаила, но и вообще Церковь земная утратила мудрого и достойного пастыря, но мы верим, что Всемилосердный Господь, по молитвам Святой Церкви, призрит с небес на праведную жизнь почившего, на его великую любовь и труды во имя Христово и дарует ему место упокоения со святыми. Потеря его для нас незаменима, но рождается чувство надежды и радости, что на небе появился молитвенник за нас перед Господом.
Батюшка часто напоминал о смерти. Призывал молиться, призывал быть всегда с горящим светильником в душе и быть готовым к встрече с Богом. Сам батюшка ушел готовым. Его светильник был зажженным. Ну, а нам унывать нельзя. Нужно жить дальше. И исправляться. И ведь нет препятствий для этого. Есть только лень души и сон разума. Лучшим утешением о почившем служителе алтаря Господня будет для всех, чтущих его светлую память, следование увещанию святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые глаголали вам слово Господне, и взирающе на кончину их, подражайте вере их» (Ев. 13:7).
Память о батюшке и сердечная привязанность к нему должны стать непрестанным и верным двигателем в нашей жизни. Пусть образ батюшки в наших сердцах становится принципом нашего поведения, духовным источником радости и утешения, спасающим нас от уныния.
***
Когда вокруг слабеет вера, могила праведника вызывает к себе особое набожное отношение.
Сегодня, в 40-й день после смерти, мы приветствуем батюшку, стоя у усыпанной свежими цветами могилки: «Христос воскресе!» – и слышим его неизменно добрый голос: «Воистину воскресе Христос!»
Душа батюшки взывает к нам устами Церкви о молитвах. Помолимся о ней Господу. Ибо нет человека, иже жив будет и не согрешит. Прости, Господи, почившему рабу Твоему, новопреставленному протоиерею Виктору, все его грехи, и грехи юности, и старости, и ведения, и неведения, и слова, и дела, и помышления. Вся ему прости, яко Ты благ еси и Человеколюбец.
И когда наступит грозный и, вместе с тем, сладостный час Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, то пожелаем, чтобы мы, духовные чада отца Виктора, собрались около него и с успокаивающей нашу трепетную душу радостью услышали бы дерзновенный голос самого батюшки, обращенный ко Христу: «Вот я, Господи, а вот мои дети!»
Батюшка, отец Виктор, вечная тебе память, родной!
Духовный сын Дмитрий