С 2016 года в финских школах сократили уроки письма от руки – дети сразу учатся набору текста на клавиатуре. В учебных учреждениях США письмо не является обязательным предметом. А в некоторых регионах Германии в начальных классах разрешили использовать только печатные буквы. Другие страны также задумываются о данном изменении в своих образовательных программах. Необходим ли навык письма в цифровую эпоху, мы узнали у компетентных специалистов.
Светлана Анатольевна Дмитрук, педагог-психолог:
– Обучение письму необходимо, полный отказ от него не пойдет детям на пользу. Начнем с того, что письмо от руки обладает сильным воздействием на мозг, активизирует те районы коры человеческого мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. Если дети изначально будут пользоваться только клавиатурой, их словарный запас станет небольшим и скудным.
Утрата навыков письма и переход на набор текста с помощью клавиатуры повлияет на интеллект ребенка. Ведь во время письма активизируются все познавательные процессы. Почему говорят «развивайте моторику»? Письмо ручкой помогает развивать не только память, но и мышление, способности анализировать, обобщать, классифицировать. Если ребенок будет управлять клавиатурой и получать готовую информацию, польза будет только в более подробном конспекте. Учащиеся, которые пишут ручкой, могут легче восстановить основную мысль материала и следующие из нее выводы. К тому же те, кто учился писать и читать с помощью клавиатуры, запоминают буквы дольше и хуже.
Получается, если отменить письмо, компьютер будет использоваться на всех уроках: на математике, химии, географии и других. После занятий дети будут делать домашние задания также на нем. Это означает, что учащиеся целый день будут проводить за компьютером. Недопустимо. Есть и должно соблюдаться ограничение по времени. Ведь у ребят может появиться зависимость, агрессия, повышенное беспокойство.
Современные дети привыкли работать за компьютером, они видят, что это быстрее и проще, можно использовать какие-то заготовки, перерабатывать только текст. И в итоге появляется больше свободного времени. В начальном звене можно и даже нужно использовать компьютер как элемент обучения, проводить занятия в игровой форме. Но не более.
Уже сейчас на тренингах видно: из-за того, что дети предпочитают живому общению телефоны и компьютеры, им тяжелее выразить свои мысли, их коммуникативные навыки не развиты. Устная речь слабеет, если еще и письменную упразднить и дать возможность постоянно находиться за компьютером – это приведет к ухудшению навыков общения и познавательных процессов.
Светлана Владимировна Наумчик, учитель начальных классов:
– Навыки письма, конечно же, нужны. Общеизвестно, что развитие руки, мелкой моторики способствуют развитию мозга. Во время письма работают действенные мышление и память, формируется грамотность и аккуратность. А какая грамотность в печатании текста на компьютере? Программа подчеркивает ошибки – дети бездумно их исправляют. Набор слов на клавиатуре доводится до механизма, для этого не требуется даже внимание – работают только пальцы, действуют двигательные навыки.
Мышление может развиваться, если дети, занимаясь за компьютером, будут не только печатать текст, но и делать
какие-либо задания. По своему опыту знаю, те ребята, которые дома на компьютере не просто играют или пассивно смотрят развивающие мультики, а выполняют задания в развивающих играх и при этом мама с папой общаются с ними, объясняют новые слова и их значения, имеют более развитую речь и богатое воображение. Они лучше понимают и быстрее дают определения разным понятиям. К тому же, у современных детей мышление устроено по-другому. Они легко запоминают материал, быстро просмотрев его на телефоне или компьютере. Наше же поколение лучше воспринимает информацию на бумаге.
Сейчас в школе дается большой объем программы. Частичное выполнение заданий на компьютере ускорило бы процесс обучения. Но полностью отказаться от навыков письма нельзя. Вот захочет парень написать на асфальте признание любимой девушке. И что делать? А как поставить подпись в документе?
Еще один аргумент «против» – на технику не стоит полагаться безоговорочно. Если с ней случится неполадка – человек, получается, останется беспомощным.
Пишущий человек всегда сможет напечатать, а вот тот, кто умеет только печатать, никогда не напишет. Происходит упрощение, деградация. Дети, даже просто наблюдая за взрослыми, могут самостоятельно понять, как включать компьютер, работать на нем, набирать текст. А вот правильно держать ручку, выводить буквы и цифры нужно, чтобы кто-то научил.
Валентина Ростиславовна Концевич, учитель русского языка и литературы:
– Мне кажется, глупое решение – исключить письмо от руки. Вполне возможно, что взрослый человек все время работает за компьютером и мало использует письмо от руки, но в детском возрасте ребенка необходимо учить этому в школе. Использование техники подразумевает нажатие нужных кнопок и поиск готовой информации, при этом совершенно не развивается мышление, связанное и с развитием моторики. Таким образом, компьютер загоняет в определенные рамки и происходит деградация. Когда учитель задает вопрос или ставит задачу, учащийся должен самостоятельно разобраться в проблеме и предложить идею решения. Тогда ребенок развивается.
Влияние компьютера на современных школьников огромное. В интернете есть готовые решенные домашние задания, решебники к учебникам. Разве это польза! Я всегда говорю своим ученикам: «Когда выполняете домашнее задание, наткнитесь на ошибку, сделайте ее». В этом случае ребенок будет размышлять над упражнением, а не бездумно переписывать то, что ему предлагает интернет. А на уроке мы вместе решим возникшую сложность.
Работа с компьютером упрощает все. Некоторые старшеклассники не хотят читать, находят в интернете ответы на вопросы и заучивают их. С другой стороны, дети, которые читают, очень интересны, они могут глубоко мыслить и рассуждать, высказывать грамотно мнение и находить аргументы. С позиции учителя, надо давать возможность учащимся совершать ошибки и исправлять их, тогда у ребенка будет стремление что-то делать.
Люди из современного техногенного общества теряют живое общение, особенно это характерно для молодежи. В интернете можно обмануть, выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле. Многие принимают эту игру. Это может вести к деградации. Деградация языка уже заметна. Может быть, высказывания типа «поздравляю с днем рожд», «пжлст» и другие воспринимаются как юмор. Допустим, это весело и смешно, но если мы и в живом повседневном общении дойдем до этого… В XXI веке мы должны углубляться в знания и развиваться, а не стремиться все упростить. Интернет, компьютерное общение – это данность, в современном мире без этой составляющей не обойтись, поэтому нужно найти баланс.
Оксана КУЦЕНКО