В инстаграм-аккаунте каплицы Ожешко более 2,5 тысячи подписчиков. Появился он не так давно – в конце 2019 года. Создал аккаунт и постоянно его ведет уроженец Дрогичина Сергей Крук. Сергей непосредственно связан с каплицей: по своей профессии он занимается реставрацией исторического памятника. Мы поговорили с реставратором о том, как он продвигает историко-культурное наследие через инстаграм, зачем ему это нужно, что такое действительно правильная реставрация и о ее неудачных примерах – в том числе в Дрогичинском районе.
«История неразрывно связана
с основной моей специальностью»
– Я окончил Брестский политех, факультет «реконструкция зданий и сооружений», по специальности инженер-строитель. В основном занимаюсь историческими памятниками. В Беловежской пуще мы строили Археологический музей (музей представлен в виде жилищ и строений от каменного века до Средневековья – прим. авт.), проводили реставрацию в Брестской крепости, Закозеле, – рассказывает Сергей.
Не так давно наш земляк был отмечен грамотой Института истории Национальной академии наук Беларуси. Сергей Крук получил ее за «личный вклад в сохранение историко-культурного наследия Беларуси и претворение в жизнь научных идей по созданию Археологического музея под открытым небом в Беловежской пуще». Мужчина работает главным инженером в частной строительной фирме РиО в Бресте.
– На этой неделе Археологический музей открывает свои двери, и мы начнем продвигать его страницу в Instagram. Она уже готова, информация собрана, – делится реставратор. Инстаграм каплицы Ожешко не единственный аккаунт, который ведет Сергей. Он создал страницы в соцсети и для других объектов, на которых работал. – В разработке аккаунт «Бездеж старожитный», собираем много информации, затронем битву Огинского и Ожешко. В Бездеже много всего: «фартушок», дуга Струве, колонна, посвященная Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791. Такая колонна сохранилась еще в Антополе, а на территории Беларуси из 300 их осталось порядка 20-ти. По этим колоннам будет отдельная страница, где расскажем про каждую. В планах запустить исторические аккаунты Людвиново и Перковичей. Еще в архивах ковыряемся: пока не накопаем информации хотя бы на 10-15 постов – запускать не будем.
Сергей признается: чтобы собрать исторические сведения, приходится много работать в архивах и с различной литературой. Очень помогают люди – историки и просто интересующиеся. Эту работу – кропотливую и требующую времени – он делает исключительно на энтузиазме.
– В моей профессии исторической части гораздо больше, чем строительной. Сначала надо понять, что, где и как было, – а только потом приступать к строительной части. Вот так и получается: история неразрывно связана с основной моей специальностью, – рассуждает Сергей. – С поиском информации о каплице Ожешко для ее инстаграм-аккаунта мне также помогают в Брестреставрации, фотографиями делится райисполком, Людмила Петровна Веремейчик оказывает содействие. Люди по всей стране очень много пишут, скидывают информации, делятся постами в сторис. Это такие же неравнодушные люди, как и мы. Интересуются про Закозель из Барановичского района, Минска, Браслава и других мест – действительно много по всей стране. Звонят по телефону, пишут в вайбере, инстаграме, фейсбуке: общаемся, кому как удобно.
В строительной компании, где он работает, отмечает Сергей, его всячески поддерживают и оказывают содействие. Все потому, что в РиО трудятся единомышленники, объединенные любовью к истории и строительству. Хотя порой, не скрывает реставратор, такими интересными проектами приходится заниматься в ущерб прибыли и другому.
– Никто не унывает и продолжает этим заниматься. Рядом со мной множество таких же ответственных людей и учредителей, – делится Сергей и поясняет для нас, почему завел аккаунт каплицы в Instagram: – Все на чистом энтузиазме, от любви к объекту. Очень нравится мне лично каплица. Приятно, что такая тема, которая посвящена, по сути, одному объекту, пользуется спросом.
«Что касается каплицы –
новостроя практически нет»
В инстаграм-аккаунте каплицы Ожешко Сергей рассказывает не только ее историю, о связанных с ней событиях и людях, но и о том, как идет реставрация. Нас заинтересовали использованные в описаниях выражения «действительно правильная реставрация» и «исторический кирпич». Мы попросили у Сергея объяснить эти понятия.
– Что касается каплицы – новостроя практически нет. Если есть возможность вернуть старое – оно занимает свое место точно там же, где и было. Все будет максимально приближенное к той эпохе: используется исторический кирпич или сделанный из такого же состава по рецептуре, способу приготовления того периода. Реставрируются и изготавливаются недостающие части оригинального чугунного литья, недавний пример – кресты. Покрытие кровли выполнено из меди, как было изначально, – делится подробностями реставратор.
В то время, когда была построена каплица, погружает нас в детали Сергей, заводы выпускали штучный кирпич, который делали ручным формованием. В деревянные формы закладывалась глина, она сохла, и потом полученный кирпич обжигали.
– Поэтому много кирпича у нас в каплице со следами от человека, животных, с цифрами, надписями. Все эти интересные кирпичи мы передаем в разные музеи. Есть в дрогичинском музее, в Брестреставрации – для образца, из какого кирпича восстанавливалась каплица, – отмечает Сергей. – Цель реставрации – максимально вернуть родной вид. То есть, если кирпич такого же периода или тем более из этой же каплицы просто где-то выпал, лежал, – мы обязательно его стараемся восстановить на место. То есть откуда он взялся, там и должен быть. Ищем по всей области, по всей стране, где можно взять кирпич именно той эпохи, чтобы историческую точность максимально сохранить.
Еще один вопрос, который неизбежно возникает: будет ли оштукатурена каплица? Реставратор признается, на сегодняшний момент проектное решение – оштукатурить. Но не скрывает, решение еще может поменяться.
– Архитектура такая вещь: есть общественное мнение, есть главный инженер, главный архитектор проекта, которые закреплены за объектом, заказчик, Минкульт, опять же Институт истории НАН. На сегодняшний момент решение – она будет оштукатурена. Как пойдет, не знаю. Брестская крепость оштукатурена частично, Мурованка (церковь оборонительного типа в Гродненской обл.) – частично. Хотелось бы, конечно, сохранить часть кирпичной кладки неоштукатуренной, но, может, так, как решено, будет правильней, – рассуждает Сергей.
Недавно в обществе активно обсуждалось (а многие возмущались), что оштукатуренный фасад корпуса Ружанского дворца был покрашен в ярко-зеленый цвет. Однако Сергей посоветовал не делать поспешных выводов и не вешать ярлык неудачной реставрации.
– Полностью это крыло еще не восстановлено. Идет реставрация крыши по сложным схемам, и оно до конца еще не завершено. И говорить, как будет выглядеть целиком здание, видя только одно крыло, очень тяжело. Что видят люди?! Они видят, как удачно восстановлена въездная брама – потрясающе сделано, и видят незаконченную часть здания, в которой работы продолжаются. Часть здания только покрасили в зеленый цвет. И тут было бы правильней поступить, как в Закозеле: для людей перед каплицей установлен стенд с изображением конечного результата. И у посетителей уже есть какие-то ассоциации: вот мы видим, что сейчас, – и вот фотография, какой будет каплица в будущем. Что ждать от Ружан – пока никто не знает, потому что все здания делаются неравномерно. Даже в пределах одного крыла: уже покрашены фасады, и там же происходят работы по кровле. Такое половинчатое решение на сегодняшний момент видят все люди и обсуждают. Да, им интересно, почему архитектор так спроектировал. Но, не зная общего замысла, делать выводы, по мне, еще рано, – уверен Сергей.
Однако реставратор согласен, что восстановление бездежской колонны было не просто неудачным – памятник подвергся обычному ремонту. Теперь датировать колонну просто невозможно, она имеет современный вид.
– В Бездеже была не реставрация колонны, а, скажем так, ее ремонт, который полностью превратил памятник в какую-то современную постройку. Если не знать, что это за колонна, то датировать ее каким-то временным отрезком вообще нереально. Утрачены архитектурные элементы, вся верхняя часть. Но в Антополе такая же колонна не так сильно пострадала от реставрации или от ремонта, – отмечает Сергей Крук.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Каплица – это краеугольный камень
туризма всего района»
Сергей считает, что каплица, как и имя Ожешко, должна стать полноценным брендом Дрогичинского района. И привлечь внимание туристов к другим историческим объектам, расположенным здесь.
– Каплица – это краеугольный камень, основа основ туризма и узнаваемости всего района. Она заложит большой фундамент для культурного развития Дрогичинщины. От каплицы как центра будут расходиться лучами туристические маршруты во все стороны, – замечает наш земляк.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Однако, как отмечает Сергей, не все дрогичинцы знают о каплице и видели ее. Для того, чтобы познакомить с уникальным памятником в первую очередь земляков, признается он, и создавался аккаунт в Instagram.
– Спросить дрогичинцев, кто был в Закозеле и видел каплицу, – получим меньше 1% жителей района. Поэтому в основном страница была нацелена на здешнее население, изначально мы ее продвигали только на территории Дрогичина, Брестской области – не дальше, – рассказывает реставратор. – А уже со временем интерес Минской области в разы перевалил интерес Брестской, тем более Дрогичина. И сейчас столица в лидерах у нас в инстаграме по обхвату. Пишет очень много минчан, которые желают приехать в Закозель, возить туда экскурсии. Мы со всеми общаемся, рекомендуем, какие еще памятники в районе посмотреть, и предлагаем их включить в свои маршруты, покататься по всему району.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Каплица всегда привлекала внимание туристов, даже в свои не самые лучшие времена – когда неотвратимо разрушалась. И сейчас, когда она покрыта строительными лесами и находится на реставрации, интерес к ней не ослабевает. Сергей рассказал две примечательные истории о посещении при нем туристами каплицы Ожешко.
– В первом году реставрации, когда мы снимали и демонтировали крышу, приехало 2 микроавтобуса туристов. Польский гид привез 30 немецких туристов. Они очень культурно, не нарушая запретов и не заходя за ограждения, погуляли по парку, пофотографировали, попросили им что-то рассказать. Мы рассказали им пару фактов, гид все цперевел. Немецкие туристы провели там порядка 2-3-х часов, им очень понравилось, – вспоминает реставратор. – За время реставрации очень много приезжало байкеров, машин с номерами других регионов. Приезжали поездом. В прошлом году 3 девчонки приехали на поезде откуда-то из Минской области. Они сделали себе пикник, на полянке разложили покрывало, почитали книжки, пофотографировались. Замечательно погуляли: сходили к усадьбе, к водоемам, которые остались, побыли в парке. Сказали «спасибо» и уехали. Они целый день посвятили Закозелю.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Чем больше людей будут знать о Закозеле и каплице Ожешко, считает Сергей, тем больше будут проникаться другими историческими памятниками и интерес к району вырастет в разы. Он также отмечает, что пользуется интересом у туристов разрушенный костел Святого Духа в деревне Язвины.
– Вот, буквально на прошлой неделе байкеры из Могилевской области приезжали в Язвины, присылали нам фотографии. Такие люди – энтузиасты своего дела, готовы проехать 600 км в одну сторону на мотоциклах ради посещения пары объектов. Костел в Язвинах – святое место! Информации по нему мало, но он пользуется спросом. Хотя порой найти его сложно даже дрогичинцам. Причем популярен костел не только у местных: люди со всей страны много пишут про него, присылают фотографии нам из Язвин. Минчане часто ездят туда, – замечает Сергей.
Реставратор со своими коллегами из строительной фирмы планирует в ближайшем времени провести субботник в Язвинах и благоустроить территорию возле костела и внутри него. Такую акцию они уже проводили в прошлом году. Также Сергей Крук и другие работники РиО дважды устраивали субботник по наведению порядка возле каплицы в Закозеле.
– Скорее всего, совместно с музеем или райисполкомом организуем какую-нибудь экспедицию, поищем исторические места. Те, которые в старых журналах, архивах видны явно и отчетливо, но сейчас неизвестны. Это Белин, Людвиново, Кристиново (эта деревня имеет богатую историю, известных жителей, которые прославили район на всю страну). Собираем такую информацию тоже, – делится задумками Сергей. – Потеплеет, соберем экспедицию, пригласим волонтеров, может, с научным руководителем поможет Брестреставрация.
«Дрогичинскому району
не хватает Элизы Ожешко»
Как отмечает Сергей, Дрогичинский район не так сильно изобилует памятниками архитектуры, как, например, Пружанский, Брестский, Кобринский. Но в то же время, по словам нашего земляка, расположение района вдоль основной торговой линии Днепробугского канала позволила ему приобрести часть интересных памятников того периода – костелы, усадьбы конца 17- начала 18 века.
– И при желании, минимальном финансировании – хотя бы установить памятные таблицы, камни, знаки, что в этом месте что-то было, – акцентирует Сергей Крук. – Исторические места есть, но в каком они состоянии и представляют ли интерес для людей в таком состоянии – вот в чем вопрос. Есть объекты, которые вообще засыпаны землей. Часть памятников уже завернута в оболочку такого модерна, что то, что было под ней, – можно догадаться по супер-старым фотографиям.
Из любимых исторических мест родного района у реставратора – не только каплица в Закозеле и костел в Язвинах. Наш земляк отмечает особым вниманием Жаберский замок на Ясельде (и ратует за установку информационного стенда там), костел в Бездеже, при любой возможности посещает дугу Струве.
– У нас потрясающий Антополь, в котором есть исторический центр, церковь, колонна, стоянки древних людей, курганы. Можно проложить маршрут через Днепробугский канал, по берегам которого стояло множество усадеб, Закозель, Попину, Перковичи, направиться в Каролин, Людвиново, там остались хозпостройки и просматривается аллея времен Ожешко. Ну и дальше вдоль канала можно заехать в Язвины, – перечисляет Сергей Крук. – Деревня с богатейшей историей – Хомск. Через нее проходили все торговые пути на Волынь, и до сих пор много украинских перевозчиков выбирают эту дорогу. Кроме Жаберского замка, в самой деревне есть потрясающая церковь. К сожалению, она была разрушена в годы войны и в советские времена много пострадала.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И, конечно же, нельзя обойти вниманием сам Дрогичин. Здесь, напоминает Сергей, сохранилось здание старого костела, правда, давно видоизмененное. Историческую принадлежность и великолепную архитектуру можно рассмотреть и в здании райисполкома. «Вся прелесть этого здания скрыта, опять же, ремонтом, но на старых фотографиях она видна», – отмечает реставратор. Есть в Дрогичине и другие интересные места.
– Как по мне, Дрогичинскому району не хватает Элизы Ожешко: памятника, таблички и внимания. Если бы не было Элизы – такого интереса каплица не привлекла бы, – рассуждает Сергей Крук. – Она знаменитость европейского уровня, широко известна за рубежом. Ее книги переведены на множество языков, пользуются интересом до сих пор. Гродно использует имя Ожешко по полной. Вот там – пример, как можно использовать имя и фамилию выдающихся земляков.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Оксана КУЦЕНКО
Фото из личного архива Сергея Крука