Жизнь – самое дорогое, что есть у человека. Каждый из нас хотел бы прожить ее честно и красиво. Но, к сожалению, не всегда это получается. И виной тому алкоголь, из-за злоупотребления которым совершается множество преступлений, происходят страшные беды. По вине нетрезвых водителей калечатся и гибнут люди в дорожных авариях, распадаются семьи, сиротеют дети, мужья убивают жен, сыновья – матерей.
Похитителем рассудка с давних времен называют алкоголь. Об опьяняющих его свойствах люди узнали еще за 8 тысяч лет до нашей эры. Испокон веков человечество по всей земле борется с этим страшным злом. Например, мусульмане на протяжении двенадцати столетий не употребляли алкоголь вообще, а отступников (пьяниц) жестоко карали. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Так, известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: «Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол – добрая бочка вина».
Бытовало мнение, что на Руси все поголовно пьют. Но профессор Костомаров доказал, что в Древней Руси пили мало. Лишь в особые праздники варили медовуху не крепче 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и каждый отпивал из нее несколько глотков. В будни употреблять спиртные напитки не полагалось, а пьянство считалось величайшим грехом и позором. Но с XVI века начался массовый завоз водки и вина из-за границы. При Иване IV и Борисе Годунове были учреждены «царевы кабаки», приносившие много денег в казну. Так, вот уже четыре столетия мы и сражаемся с алкоголем. А сражаться с ним очень сложно: сильный он враг.
Еду в Завелевье. На мосту замечаю знакомого мужчину, высокого, коренастого. Рядом никого нет, но, кажется, будто он борется с невидимым противником, размахивает руками. Подъезжаю ближе и понимаю, что мужчина сильно пьян. Он еле держится на ногах. Невидимый враг норовит повалить его на землю, но мужчина всячески старается удержаться на ногах. Наблюдать со стороны за этой сценой забавно, но в тоже время – грустно и больно. Через полчаса той же дорогой я возвращалась домой. Мой «герой» уже лежал на дороге, словно неживой. Пришлось просить людей, чтобы помогли убрать его с проезжей части. В любой момент здесь могла появиться машина. А ведь раньше этот мужчина не пил, был скромным и порядочным.
Или вот еще пример. Был у меня знакомый врач в областном городе. Слыл хорошим специалистом. Прошло лет десять. И вдруг я узнаю, что он спился, развелся с женой, лишился работы. Теперь он бродит по городу и просит подаяние. Многие его знают, дают деньги – кто за прежние заслуги, кто – из жалости.
Мой земляк В., человек с двумя высшими образованиями, после 25 лет семейной жизни из-за водки потерял и жену, и детей. Как-то заскакивает, ко мне утром: «Ниночка, выручай, дай опохмелиться, а то умру!» Заметьте, не от голода он боялся умереть, а от нехватки алкоголя. Человек попал в зависимость. Как больной сахарным диабетом не может без инсулина, так пьющий не может без очередной дозы алкоголя. Смотрю на него, и сердце кровью обливается. Хотя, по правде сказать, оно у меня каждый день кровоточит: у самой в семье беда. Может, поэтому у меня особое отношение к пьющим людям. Впрочем, общество их и за людей не считает.
А давайте посмотрим, не виноваты ли мы сами, такие успешные и порядочные, в том, что рядом с нами так много пьяниц? Почему пьянство захватывает в свой плен все больше и больше людей? Лично я вижу много причин. У кого-то не складываются отношения с женой. Чтобы успокоить нервы – выпивает. Кого-то бросила любимая девушка. У кого-то серьезная болезнь. Кто-то потерял работу. Кто-то не может смириться с социальной несправедливостью: пока он за 200 тысяч рублей вкалывает в колхозе, другие жируют и отдыхают на Канарах. У кого-то не хватает денег на дорогие лекарства, и он заглушает боль спиртным. У кого-то смерть забрала единственного ребенка. Чтобы не сойти с ума от горя родители начинают прикладываться к рюмке со спиртным. Сами не замечают, как спиваются.
Вот, например, телемастер ездит по деревням и предлагает свои услуги. Вместо денег большинство из нас норовит рассчитаться спиртным. Телемастер оказывается слабохарактерным. Хозяева приглашают его к столу, наливают чарку, и он, захмелев, берет с них за ремонт не 80, а 40 тысяч рублей. Хозяева довольно потирают руки, а при случае советуют друзьям, мол, обращайтесь к такому-то мастеру, он за бутылку отремонтирует вам телевизор.
Чтобы вспахать огород, посадить картошку, поколоть дрова – кого мы, как правило, обычно приглашаем? Конечно же, пьющего человека. Он и работу выполнит, и мы мало потеряем. Но если разобраться, то теряем мы самое главное: свою совесть. С людьми нужно поступать так, как мы хотели бы, чтобы люди с нами поступали. А кто из нас хочет, чтобы нас или наших детей спаивали, рассчитываясь спиртным?
Десятилетиями государство ведет борьбу с пьянством. Вот и недавно ужесточилось наказание за появление в общественных местах в пьяном виде. Распивать же спиртное в общественных местах под угрозой штрафа и вовсе запрещено. Штрафы, штрафы, а еще – направление в ЛТП. Лично я не знаю ни одного человека, которого бы вылечили в ЛТП. Я не знаю никого, кто, заплатив штраф, перестал бы злоупотреблять спиртным. От штрафа, на мой взгляд, страдает семья, которой и без того нелегко живется.
Как правило, мы с пренебрежением относимся к алкоголикам, не осознавая, что алкоголизм – это тяжелая и, как правило, тяжело излечимая болезнь. Мне понравилось выступление на одной из сессий районного Совета депутатов В.М.Здановича, депутата Национального собрания Республики Беларусь, который сказал, что к борьбе с пьянством необходимо привлекать и Белорусский республиканский союз молодежи, и церковь, и различные общественные организации. Я бы предложила провести акцию «Кто дольше выдержит без водки» и премировать ее победителей. А еще вывесить в поссельсоветах списки, но не алкоголиков, а тех, кто начал работать над собой, бороться с «зеленым змием», чтобы морально их поддержать. Или почему бы не организовать спортивные соревнования среди таких людей? Лично я считаю, что и каждый священник в своем приходе мог бы индивидуально работать с пьющими людьми, потому что большинство из них христиане.
А еще мне больно от того, что пьющих людей перестали хоронить священники. Ведь и врачи признают, что алкоголизм – это болезнь. А разве больных церковь не хоронит? Также необходимо, чтобы и в сельских населенных пунктах работали психологи. Почему бы на ФАПе не ввести такую должность? Ведь пьющему человеку, как правило, не с кем поделиться своими переживаниями. Возможно, он и осознает, что живет неправильно, и хочет выбраться из трясины, в которую попал, но самостоятельно сделать этого не может. А к психологу пошел бы, поговорил.
Во многих ЛТП к алкоголикам относятся бессердечно, даже не пытаются увидеть в них людей. Вот что мне рассказал один из бывших пациентов такого учреждения: «Мне жена поставила ультиматум: или она или водка. Мол, езжай, лечись. Я согласился. Но когда увидел, что со мной там обращаются, как со скотиной, сказал себе: «Неужели я хуже других? Не будет больше алкоголь управлять моими поступками! Вернулся домой и на пьянстве поставил крест». Слава Богу, что этому человеку хватило силы воли. Но таких людей мало.
Весной нашу деревню потрясла смерть односельчанина О. Мужчина перерезал себе горло. Он был мастер на все руки, особенно хорошо разбирался в электричестве. Но из-за водки потерял все. Неоднократно лечился в ЛТП, к сожалению, безрезультатно. Зимой жил в холоде и голоде. У людей ведь не всегда можно подзаработать, а на государственную работу сильно пьющих не берут. По-другому все было во времена Советского Союза. Таких людей перевоспитывали трудовой коллектив, партком, профком, комсомол. Они видели, что за них борются. Сейчас же они выброшены за борт жизни. А ведь еще Максим Горький с состраданием писал о таких людях и призывал уважать любого человека.
Вернусь к наложившему на себя руки О. Я была его классным руководителем. Но помогла ли я чем-нибудь своему бывшему ученику, когда он покатился вниз? Перед Пасхой мелькнула мысль: «Надо сходить к Косте, отнести денег и продуктов!» Но тут же подумалось: «Будешь тут всех жалеть, а тебя кто пожалеет?». За несколько дней до смерти я видела О. возле магазина, страшного, худого. Хотела подойти, поговорить, помочь. Но не подошла. До сих пор мучает совесть. Может, ему всего-то нужны были простое человеческое внимание, доброе слово? Но он так и не дождался нашего сострадания.
Я, может, больше других ненавижу алкоголь. Но ненавидеть алкоголь не значит ненавидеть человека, который им злоупотребляет. Великие старцы говорили, что каждого человека надо любить, а ненавидеть нужно зло, которое в нем находится. А в ком из нас нет какого-либо порока, зла? Вот и получается, что ненавидя друг в друге зло, мы обязаны любить друг друга.
А на вопрос, почему пьянство захватывает в свой плен все больше людей, почему общество так стремительно спивается и теряет свой человеческий облик, я бы ответила так: «Общество спивается потому, что нет веры в Бога. Если человек поймет, что его тело – это Храм Божий и его нельзя ничем осквернить, то он перестает делать то, что ненавидит Господь. Ибо человеку все позволительно, но не все полезно»…
Нина ГРИЦУК,
д.Брашевичи.