Необычной экспозицией в эти предновогодние дни встречает посетителей военно-исторический музей им. Д.К. Удовикова. Распахиваешь входную дверь – и оказываешься в удивительном царстве новогодних игрушек, которыми украшали ёлку наши родители и бабушки. А в соседнем зале представлены старые новогодние открытки.
Новый год в открытках
Помните, как покупали их по 5 копеек за штуку и вечерами подписывали, вкладывая в каждое пожелание счастья, здоровья и семейного благополучия частичку своей души? Почтовые открытки – с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Матушки Зимы, синичек и снегирей в алых манишках, Спасской башни с курантами, заснеженного леса – разлетались по всему Советскому Союзу. С одинаковым нетерпением их ожидали адресаты в Ленинграде и Норильске, Киеве и Ереване, в больших городах и заснеженных деревушках.
Директор музея Сергей Граник легко разбирает мужской почерк на обратной стороне открытки. Читать чужие письма считалось верхом неприличия. Большинство же открыток попадало в сумку почтальона без конвертов, адрес получателя и отправителя указывался рядом с текстом поздравления. Так что прочитать теплые слова мог любой желающий.
– «Калининград, ул. Батальонная, 32. Тихомирову Василию Васильевичу. Дорогой Вася! Сердечно поздравляю тебя и твою семью с наступающим 1967-м годом. Желаю хорошего здоровья, счастья в личной жизни. Митя». Эту открытку своему боевому товарищу адресовал начальник штаба партизанской бригады Дмитрий Карпович Удовиков, – уточняет Сергей Граник. Директор музея берет со стола еще одну открытку: – «Дорогой Василий Васильевич! Горячо и сердечно, от всей души поздравляю Вас и всю Вашу семью с Новым 1967-м годом. Желаю крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия, счастья и радости в личной жизни. Дружески обнимаю. Михаил Герасимов». Как видим, почти через 23 года после того, как были расформированы партизанские отряды, боевые товарищи поддерживали отношения и поздравляли друг друга с наступающим. В канун 1967 года Василий Тихомиров получил открытку и от командира партизанской бригады им. Молотова Михаила Герасимова…
Сергей Владимирович просит свою помощницу, научного сотрудника музея Екатерину Крук, принести старенький фотоальбом в темно-зеленой обложке, который музею передал бывший партизан Василий Федорович Титовец. На одной из страниц вклеена необычная фотография, доказывающая, что народные мстители во время войны создавали праздничное настроение, устанавливая в землянках новогоднюю ёлку. На фото запечатлен комиссар партизанского отряда им. Щорса – Нестеренко. У него за спиной стоит лесная красавица. К колючим веткам прикреплены вырезанные из белой бумаги цифры «1943». Сидит же Нестеренко за столом, на котором разложены два пистолета, гранаты, бинокль, и чистит личное оружие.
В экспозиции, которую уже успели посмотреть не только некоторые городские школьники, но и сотрудники районного отделения почтовой связи, представлено 100 новогодних открыток. Однако это лишь крошечная часть истории праздничных почтовых отправлений, которую удалось собрать сотрудникам музея. В запасниках находится еще огромное количество открыток, среди которых есть и раритетные экземпляры. Например, дореволюционные открытки, а также полученные из далекой Америки в 20-е, 30-е годы от родственников, уехавших за океан в заработки. Конечно же, это не новогодние, а рождественские открытки.
– Юным посетителям музея, показывая выставку, я объясняю, что открытки – это своеобразные SMS, которыми их дедушки и бабушки поздравляли друг друга с Новым годом. Только шли эти бумажные отправления достаточно долго, перед праздниками почта была перегружена, так что нужно было рассчитать, за какое время до боя курантов отправить открытку в ту или иную местность, – говорит Сергей Граник. – Помню, с каким нетерпением я сам во время срочной службы в армии ждал поздравлений с Новым годом. Это было такое событие, когда почтальон приносил открытки! Я их читал, а на глаза наворачивались слезы радости: значит, помнят, значит, любят и ждут домой…
Доктор Айболит, балерина и прочие
Удалось директору музея собрать и небольшую экспозицию старых новогодних игрушек. На украшенном сосновыми ветками столе можно увидеть огромные, из толстого стекла, шары и шишки, хрупких доктора Айболита и Снегурочку, девочку на саночках, свечи, фонарики, сосульки, сову, медвежонка. Особый интерес представляют фигурки девочки-официантки и балерины, сделанные из ваты, но очень похожие на людей.
В послевоенные годы выпускались бьющиеся игрушки. Обращаться с ними приходилось очень бережно. Хозяйки гордились убранством своих ёлок. Даже во времена, когда работать в колхозе приходилось за трудодни и каждая копейка в семье была на счету, женщины тратились на ёлочные украшения. Когда разбивалась игрушка, по ней грустили и потому, что было жаль расставаться со сверкающей красотой, и потому что стоила она не дешево. Детвора находила применение ёлочному «бою». Разноцветное стекло измельчалось и наклеивалось на карнавальные очки и короны.
Многие старые новогодние игрушки для выставки Сергею Гранику удалось выпросить у матери-пенсионерки. Женщина берегла их как зеницу ока многие годы. Сергей Владимирович вспоминает:
– Перед Новым годом мой дедушка Степан Васильевич, участник Первой мировой войны, отправлялся с топором в лес. Он выбирал не очень большую, но пушистую ёлочку, которая наполняла весь дом удивительным ароматом смолы и морозной свежестью. А вечером вся семья – мама, мы с сестренкой, бабушка и дедушка украшали ёлочку игрушками, стеклянными бусами, дождиком. У дедушки с войны была традиция: он обязательно вешал на ёлку несколько гильз от патронов. Так на фронте они с товарищами «украшали» рождественскую ёлку. А еще на нашей лесной красавице всегда находилось место доброму килограмму конфет, которые мы, дети, тайком «таскали» из-под дождика. К сожалению, традиция вешать на ёлку конфеты, яблоки и печенье уже почти ушла…
Восхищение вызывает почин сотрудников военно-исторического музея экспонировать в своих залах не только документы и предметы военной поры. Легкой грустью и сказкой веет от выставки новогодних открыток и ёлочных игрушек. Старшему поколению приятно вспомнить безвозвратно ушедшие времена, юному – проникнуться романтизмом прошлого века.
А сотрудники музея надеются, что к следующему Новому году экспозицию удастся расширить. Ведь в домашних «запасниках» многих людей хранятся и необычные открытки, и интересные ёлочные украшения. Почему бы не передать их в музей, где они будут радовать своей красотой сотни глаз и сохранятся для потомков?
Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА