Важное место в развитии сельскохозяйственной отрасли страны занимает подготовка квалифицированных кадров, способных достойно работать на земле. В нашем районе эту почетную миссию выполняют педагоги областного аграрно-производственного профессионального лицея. Один из них, преподаватель спецдисциплин Владимир Николаевич Парчук, подготовил много поколений механизаторов, тружеников хлебных нив района, области, республики. Многие из его воспитанников пополнили ряды передовиков разных хозяйств района, стали победителями трудовых соревнований. Некоторые пошли по стопам своего наставника и теперь преподают в средне-специальных и высших учебных заведениях аграрной направленности.
Уже более тридцати лет преподаватель высшей категории В.Н. Парчук обучает молодых людей тракторному делу. В 2001 году ему, как опытному педагогу, выпала честь быть делегатом 2-го Всебелорусского съезда учителей. Как же так вышло, что Владимир Николаевич нашел себя на этой профессиональной стезе?
Родом В.Н. Парчук из деревни Ладорож Пинского района. После окончания средней школы и армейской службы Владимир приехал в родной край, устроился на работу в местный колхоз. У молодого человека тогда проявился большой интерес к механике, поэтому и решил он посвятить себя этому делу. Отучившись в Пружанском сельхозтехникуме, Владимир вернулся в свое хозяйство на должность техника-механика, а затем стал заведующим мастерской, позже – инженером по трудоемким процессам. Не останавливался он на достигнутом, а продолжал дальше постигать основы агротехнических наук, будучи студентом-заочником сельскохозяйственной академии в Горках.
На дрогичинскую землю Владимира Парчука привели брачные узы. Вместе с молодой женой они приняли решение, что поедут жить на ее родину.
Приехав в наш город, Владимир Николаевич устроился в ССПТУ-29 мастером производственного обучения. А через три года стал преподавателем спецдисциплин, к тому времени закончив сельхозакадемию и получив диплом инженера-механика.
– Главное в моей работе, – признается Владимир Николаевич, – это хорошо знать свой предмет, любить его и стараться доступно преподносить материал учащимся. Важно также идти в ногу со временем: следить за новинками в мире отечественной сельхозтехники, изучать передовые технологии, которые никогда не стоят на месте, а постоянно совершенствуются, развиваются.
Помимо обучения будущих трактористов, наш собеседник еще и составляет учебные пособия по устройству тракторов.
– Со временем появляются новые модели, а учебной литературы по ним еще нет. Как учащимся освоить материал? Вот в 2002 году, когда был выпущен трактор «Беларус-1221», я и задался целью написать свое учебное пособие. Причем был первым в области, кто решился на подобный шаг. В том же году при поддержке областного учебно-методического центра и вышел мой первый небольшой учебник. Потом, в 2011-м, я закончил работу над второй книгой – «Тракторы «Беларус» категории «В», в которой рассказал об устройстве новых моделей. В следующем году учебник был переиздан с некоторыми моими исправлениями. Как оказалось, составить пособие – нелегкий труд. Над последней книгой я работал несколько лет, изучая технические новинки: собирал материал на Минском тракторном заводе, в Белорусском государственном аграрном техническом университете. Практически все свое свободное время я посвящал работе над учебниками, порой переделывая отдельные их части, внося исправления рецензента, – рассказывает Владимир Парчук.
В лицее действует кружок «Рационализатор», на занятиях которого Владимир Николаевич прививает учащимся любовь к технике. Наставник и его подопечные изготавливают различные механизмы, каждый из которых после используется в учебном процессе как наглядное пособие. Среди них преподаватель называет гидроподъемник для разборки узлов, кротобойку, диаграмму фаз газораспределения, вал отбора мощности к тракторам «МТЗ-80» и «МТЗ-82», систему смазки двигателя, систему питания двигателя и другие приборы. Сейчас кружковцы задались целью создать ручной шиномонтажный и балансировочный станок «два в одном», а также работают над восстановлением карта, который после списания достался лицею от организации ДОСААФ. Экспонаты из Дрогичина не раз были отмечены дипломами на различных выставках, в частности на областных слетах рационализаторов. Владимир Николаевич уверен: увлечение техникой и творчество – это родственные занятия.
Многие ребята, которых обучал Владимир Николаевич, теперь радуют наставника своими успехами. Это труженики-механизаторы, работающие в разных хозяйствах нашего района: Сергей Ляшевич (ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод»), Павел Ежов («Агро-Детковичи»), Евгений Свиридюк («Алексеевичи-Агро»), Владимир Клименто (СПК «Осиповичи»), Глеб Лысюк (СПК «Брашевичи»), Владислав Вакульчик (ОАО «Дрогичинский райагросервис»). Чувство гордости у наставника вызывают и те, кто пошел по его стопам, – выбрал педагогическую стезю: Николай Панасюк, Александр Лось, Сергей Кокиц и другие. Ведь ничто так не услаждает душу учителя, как плоды его стараний – ученики, ставшие образованными, воспитанными людьми, настоящими мастерами своего дела.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА