Совсем недавно завершило свою работу пятое Всебелорусское собрание, на котором обсуждались перспективы и направления развития государства и актуальные проблемы общества, которые требуют решения. В их числе было отмечено и то, что среди современной молодежи во многом утеряны навыки, необходимые в самостоятельном быту, и была поставлена задача совершенствовать систему трудового обучения в школе. При этом в нашем районе и сегодня есть немало учреждений образования, в которых данный урок преподается на достаточно высоком уровне. В числе таких – гимназия г. Дрогичина, где на протяжении многих лет занятия по обслуживающему труду ведет педагог А.В.Стасюк. Она не только сама хорошо владеет различными навыками рукоделия, но и передает свое мастерство школьницам, учит девочек шить, вязать и кулинарить. Ученики Алины Васильевны ежегодно становятся победителями предметных олимпиад и научно-практических конференций по обслуживающему труду. И мы решили узнать мнение опытного преподавателя о том, что необходимо для того, чтобы увлечь ребенка уроками труда и дать ему необходимые и полезные знания.
– Алина Васильевна, вначале давайте поговорим о том, как сами вы стали учителем и нашли свое призвание в работе с детьми.
– Мне всегда нравилось заниматься с детьми, и сразу после окончания средней школы №1 г. Дрогичина решила получить профессию воспитателя. Но так получилось, что в вуз я не прошла по конкурсу и поступила в Пинский индустриально-педагогический техникум. Окончив его, устроилась на работу в гимназию, где изначально была лаборантом в кабинете физики. А потом жизнь повернулась так, что освободилось место учителя труда и мне предложили занять эту должность. Конечно же, я с радостью согласилась, но вместе с тем мне предстояло получить соответствующее образование, поэтому я поступила на заочную форму обучения в Мозырский государственный педагогический университет, тогда он еще был институтом. Так что в моем случае подтверждается известная народная мудрость о том, что все, что ни делается – к лучшему: ведь жизнь привела меня именно к тому, к чему лежит душа.
– Чему вы научились за период учебы, и помогло ли вам это в педагогической деятельности?
– Как ни странно, в университете упор был отнюдь не на необходимые для профессии предметы: была и высшая математика, и физика, и философия. Из специализированных – рукоделие, технология приготовления пищи и другие, но часов по ним было намного меньше. Поэтому с уверенностью могу сказать, что самое полезное и важное – это практика. Поэтому многое из того, что умею сейчас, я постигала путем самообразования.
Помню, был случай, когда у меня, тогда еще совсем неопытного учителя, на уроке труда вышли из строя все швейные машинки. А я что? В тот момент ничего не могла сделать, это сейчас уже, хорошо изучив их устройство, я могу любую из них починить самостоятельно. То же самое и с навыками рукоделия – они постигаются со временем: что-то увидишь в Интернете, что-то в журнале, другое тебе расскажут на курсах повышения квалификации. Поэтому, имея жизненный опыт, могу сказать, что в образовании все-таки надо делать упор на практику.
– Трудно ли заинтересовать детей и как это у вас получается?
– Фразой своей никого не удивлю, но все дети разные: одни любят заниматься в свободное время каким-либо видом рукоделия, получая на выходе не только хорошую вещь, но и удовольствие. Других подобное занятие ужасно раздражает. Поэтому да, иногда бывает трудно, но и у меня есть небольшие «козыри»: я могу стимулировать учеников оценками или, например, если у девочки не получается работать в одной технике, показать ей другую. Тут также важна поддержка со стороны родителей, чтобы они действительно были заинтересованы в формировании у своего ребенка трудовых навыков, а не говорили, что «точные науки намного важнее».
– Как находите «нераскрывшийся бутон» таланта и как помогаете таким девочкам проявить себя?
– На школьных занятиях труда сложно определить дар к рукоделию, потому что мы осваиваем обычную программу. Но и тогда уже видно: у кого лучше получается, у кого хуже, кому больше нравится, кому меньше. И в этот момент многое зависит от самой ученицы: если ей захочется дальше развиваться в этом направлении, она будет посещать дополнительные занятия, в частности, мой кружок «Рукоделие». Именно там, где нет строгих рамок школьной программы и где в полной мере можно задействовать творческую фантазию ребенка, и растут победители олимпиад и конкурсов по обслуживающему труду.
Наблюдая за своими учениками, убеждаешься, что есть дети, которым все дается легко, но им это не нравится: их больше увлекает математика, филология и т.д, и они забрасывают свой талант, а есть такие, у кого изначально вообще ничего не выходит, но впоследствии своим старанием и усердием они превосходят тех, у кого был врожденный дар. Поэтому стать красивым цветком ребенок должен сам – через труд, а мы, учителя, лишь «поливаем» их, чтобы они взошли и распустились.
– Понятно, что на уроках вы следуете учебной программе, но чем вы со своими ученицами занимаетесь на кружке?
– Программа кружка – это желания детей. Одни в это время могут работать над пошивом фартука, другие – заниматься квиллингом, но самое популярное сейчас – это бисероплетение. Детки постоянно просят, чтоб я приносила различные схемы, показывала новые приемы – это их очень увлекает. Также на данный момент модным является такой вид рукоделия, как скрапбукинг. К сожалению, он очень затратный и не все родители хотят покупать детям дорогие материалы…
– А как вы относитесь к тому, что некоторые взрослые не желают тратить деньги на «временное» хобби своего ребенка?
– Тут трудно что-то сказать, потому что это действительно затратно: купить специальную бумагу, фурнитуру, различные виды и цвета бисера. Но, вместе с тем, я считаю, что определенную сумму денег в месяц на развитие ребенка можно выделить. Ведь не обязательно, чтоб у девочки была целая коробка экзотического бисера, некоторые и с небольшими пакетиками приходят на занятия – и нормально.
– Алина Васильевна, на пятом Всебелорусском народном собрании было отмечено, что современные дети не всегда владеют необходимыми бытовыми навыками, и была поставлена задача – совершенствовать систему трудового обучения в школе. Как вы к этому относитесь?
– Действительно, эта проблема сейчас очень актуальна, и я, как учитель труда, периодически с ней сталкиваюсь: девочки не хотят учиться готовить, шить, штопать лишь потому, что теперь все можно купить в магазине либо заплатить другому человеку, чтоб он сделал необходимую работу за тебя. Конечно же, это неправильная позиция, и я всеми возможными способами стараюсь убедить в этом своих учеников. Ведь дорого то, что сделано с любовью, и те ощущения, которые ты получаешь, когда сам приготовишь торт своим близким, свяжешь шарф или сошьешь модную вещь – ни с чем несравнимы.
Со временем я также поняла, что такая черта, как трудолюбие, в основном воспитывается в семье. Если мама и папа любят трудиться, то таким же будет и ребенок, и его будет легко заинтересовать любым делом. А если родители разрешают своему отпрыску постоянно сидеть за компьютером и не убирать по субботам, то и работать он вряд ли захочет. Но есть и такие случаи, когда мои ученицы даже приводили своих мам ко мне на кружок, и те потом периодически приходили и советовались со мной по различным вопросам рукоделия.
– По вашему мнению, что нужно сделать для того, чтобы дети умели и любили трудиться?
– С детства приобщать их к уборке дома, прополке огорода у бабушки. Мамы должны привлекать девочек к готовке обеда и ужина, папы сыновей – к починке крана, ремонту техники и т.д. Что же касается школьного обучения, то здесь, на мой взгляд, не помешало бы расширить спектр профильных классов: создать не только гуманитарный и лицейский, но и какой-нибудь творческий, чтобы каждый ребенок постигал то, к чему лежит его душа, и тогда он точно полюбит трудиться!
– Успехов вам и вашим ученикам!
Беседовала Марина ШАФРАН
Фото автора