Недавний случай, произошедший в одной из школ города Гомеля, заставил общественность вновь обратить внимание на тему, связанную с использованием мобильных телефонов в стенах школ и других учебных заведений. В чем, собственно, сложность?
Мобильный телефон – прежде всего средство коммуникации и возможность для родителей срочно связаться со своим ребенком. В то же время дети могут отвлекаться на него во время урока, что мешает усвоению материала и поддержанию дисциплины. Запретить брать с собой мобильники в школах не могут, ну а если вводить какие-либо ограничения, то какие конкретно? Мы попытались разобраться в ситуации, а также узнать, как в учреждениях образования Дрогичинщины подошли к решению этого вопроса.
Разговор о запрете или об ограничении в пользовании мобильными телефонами в школах ведется уже не первый год. В правилах внутреннего распорядка одних учреждений общего среднего образования есть пункт, касающийся данной темы, в локальной документации других – ничего об этом не сказано. 11 марта Министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко подписал Приказ «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Данный документ, прежде всего, является ответом Министерства на трагедию, произошедшую 11 февраля в Столбцах, и сообщает о пропускном режиме, режиме рабочего времени для работников школы, правилах движения автотранспорта по территории школы, о предметах, которые запрещено приносить в школу. Отдельной строчкой говорится о мобильных телефонах. Если конкретнее, то учреждения образования, согласно этому Приказу, должны внести в правила своего внутреннего распорядка положение об ограничении использования учащимися средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними. В какой форме это будет сделано – решать самой школе.
В СМИ в последнее время стали появляться публикации о том, как в том или ином учебном заведении подошли к решению проблемы. В отдельных школах приобрели специальные ящики с ячейками, куда перед началом урока учащиеся должны ложить свои мобильные телефоны. Неплохой вариант. Телефон не мешает педпроцессу и в то же время ученик во время занятия видит свою вещь, знает, что никто к ней не прикасается, и на перемене может взять свое средство связи и позвонить родителям. Теперь узнаем, как решили данный вопрос в школах нашего района.
– В правила внутреннего распорядка гимназии уже не первый год как внесен пункт о запрете пользования мобильными телефонами, аудиоплейерами, планшетами, не имеющих отношения к образовательному процессу, во время учебных занятий. Так что определенные нормы в нашем учебном заведении уже давно существуют и закреплены в локальных документах. После издания соответствующего Приказа Министерства образования от 11 марта 2019 года мы немного доработали свою концепцию. Это, прежде всего, касалось использования мобильных телефонов на переменах, – рассказала директор городской гимназии Людмила Ивановна Филонюк.
По ее словам, учащиеся перед началом урока оставляют телефоны в установленном месте, например, на учительском столе. По окончанию урока каждый забирает свой мобильник.
– В современных реалиях невозможно запретить кому бы то ни было пользоваться мобильным телефоном. И не важно, где ты находишься – в стенах школы или любого другого учреждения. Поэтому, прежде всего, мы ставим перед собой задачу научить детей культуре пользования этим средством связи,– поясняет заместитель директора по воспитательной работе Ольга Петровна Боева. – Это значит, что переступив порог школы, учащийся должен поставить телефон на беззвучный режим, громко не разговаривать по нему, соблюдать правила культурного общения. Одним словом не мешать себе и другим, не препятствовать учебному процессу. Правила пользования мобильным телефоном распространяются не только на гимназистов, но и на педагогов, других работников школы. Недопустимо, чтобы учитель во время занятий общался по телефону или пользовался им в личных целях. На классных и информационных часах классные руководители говорят учащимся о том, чем может быть вреден для здоровья мобильный телефон, предупреждают о негативной информации, содержащейся на отдельных интернет-ресурсах, учат ребят правилам пользования Глобальной сетью. Общаемся по данному поводу и с родителями. Они как никто другой должны объяснить своему ребенку, что существуют определенные правила, культура пользования мобильным телефоном.
Конечно, бывают случаи, когда программа учебного занятия требует использования смартфона. Например, нужно считать QR-код с учебного пособия и зайти на страничку того или иного интернет-ресурса. В этом случае мобильное устройство во время урока остается в руках учащегося.
По словам директора УПК «Ровинская детский сад – СШ» Татьяны Федоровны Воронович, в школе также действует запрет на использование мобильных телефонов во время занятий. Правда, мобильники на уроках отключены и хранятся у учащихся. Раньше это правило было только на словах, а после издания приказа Министерства образования оно было внесено в локальную документацию.
– Говорим детям о том, что пользоваться телефоном на уроках нельзя, и они это понимают. По крайней мере, пока что проблем с этим у нас не возникало. Посмотрим, как будет дальше. Если возникнет необходимость, примем дополнительные меры, – сообщила Татьяна Федоровна.
***
Так или иначе, школа не может запретить учащимся брать с собой мобильные телефоны и пользоваться ими в перерывах между занятиями. Но на уроке мобильник, пожалуй, любой родитель согласиться с этими словами, не нужен, а только является дополнительным соблазном для ученика отвлечься от получения знаний. Конечно, цель учителя – завлечь, заинтересовать ребенка своим учебным предметом настолько, чтобы тому не хотелось «сидеть в смартфоне». Но это в идеале, а в реальной жизни не у каждого педагога, тем более у молодого специалиста, это всегда получается. К тому же есть дети, у которых мотивация к получению знаний оставляет желать лучшего.
Кстати, в процессе подготовки материала удалось пообщаться с одной женщиной, которая проживает в Германии и работает педагогом одной из гимназий в Берлине. В ее учреждении мобильные телефоны на уроках также под запретом, и если ученик нарушил это правило, то телефон изымается. Учитель передает его классному руководителю, и забрать эту вещь могут только родители. Здесь, как правило, работает воспитательный момент: им стыдно за своего ребенка и они сделают все, чтобы такая ситуация больше не повторялась. Запрет на пользование мобильными телефонами во время занятий также строго соблюдается и педагогами. Ведь они должны быть примером для учащихся. Так что в странах Запада, которые мы привыкли считать эталоном свободы, прежде всего, чтят законы и установленные правила.
Андрей РАССАФОНОВ