Житель райцентра, Сергей Антонович Стельмах, работает учителем по классу баяна и аккордеона в Дрогичинской ДШИ, параллельно – концертмейстером в детской хореографической школе, а также аккомпанирует в творческом коллективе «Папінскія музыкі». В свободное время герой нашего материала не расстается с любимым музыкальным инструментом – пишет музыку, предназначенную для учащихся музыкальных школ, вносит новые, современные штрихи в уже существующие композиции. На счету С.А. Стельмаха не один изданный сборник, его авторские произведения и обработки используются при обучении в средних и старших классах школ искусств не только Беларуси, но и в России, а также на творческих конкурсах.
– От большой музыкальной практики такое бывает: мелодия рождается в голове спонтанно, словно стих или рассказ. Остается только вовремя взять в руку карандаш и «положить» ноты на бумагу – говорит С.А. Стельмах.
Любовь к музыке ему привили в семье. Особенно повлиял на это отец, Антон Степанович, который сам является баянистом-самоучкой. У Сергея был маленький баянчик с клавишами в одну октаву. На нем он и учился воспроизводить свои первые ноты детских песен. Позже желание и дальше погружаться в мир музыки наш собеседник развил в Дрогичинской музыкальной школе. Он помнит своего педагога Татьяну Павловну Масальцеву и на протяжении всей жизни благодарен ей за полученные знания. Специальность преподавателя, артиста оркестра молодой человек освоил в Пинском училище искусств. Там ему довелось учиться у талантливого баяниста, опытного наставника Валерия Васильевича Комисарчука.
Свою трудовую деятельность после окончания Пинского училища искусств С. Стельмах начал в августе 1996 года в Дрогичинской музыкальной школе. Ее директором тогда был Александр Григорьевич Момотюк.
Со временем свою образовательную базу С.А. Стельмах дополнил учебой в институте современных знаний им. А.М. Широкова, где, занимаясь на заочной форме обучения, освоил квалификацию «Продюсер, преподаватель». Определенный период жизни Сергей Стельмах жил и работал в Бресте, выступая в народном ансамбле песни и танца «Сузор’е».
Пробовать себя в качестве самодеятельного композитора Сергей Антонович начал на 4-м курсе музыкального училища, с обработок народных мелодий.
– Берется мелодия и прорабатываются ее различные вариации. Часто это народная песня, которая усложняется, приобретает современные штрихи. Примерно так и получается новая версия известной музыкальной композиции, – поясняет наш собеседник.
Первый свой сборник «Концертные пьесы в обработке для баяна» Сергей Антонович издал в 2006-м году. Позже вышел в свет второй – «Народные песни в обработке для баяна».
Рецензентом этого сборника стал тогдашний директор музыкального училища им. Г.Г. Ширмы Ромуальд Адольфович Жабинский. На определенном этапе своих творческих свершений педагог-баянист решил попробовать себя в сочинительстве, подарить жизнь собственным произведениям. Так вышел его авторский сборник «Музыкальные картинки». Первые издания Сергея Антоновича были опубликованы небольшим тиражом, всего около 100 экземпляров. Он пишет и сейчас, но пока «в стол», поскольку, как говорит автор, чтобы опубликовать сборники, нужны деньги, и не каждый может себе это позволить.
При подготовке своего четвертого собрания сочинений автор сделал акцент на написании пьес, естественно, для баяна и аккордеона. С мая нынешнего года долгое время композитора не покидает вдохновение, и он усердно творит: завершил работу над своей 6-й тетрадью-сборником, сейчас занимается 7-й. В последнее время С. Стельмах увлекся написанием детских сюит и пьес.
Обработки народных песен («Плясовая», «Шел дорожкой лесовой», «Ой, лопнув обруч»), лирические произведения (рэгтайм «Осенний дождь», «Мелодия осени»), польки («Ветерок», «Затакт», «Озорник»), пьесы («Испорченный телефон», «Неразлучные друзья»), детские сюиты («Незнайка»,«Неуловимый Фунтик» и многие другие) – общее количество музыкальных произведений, как авторских, так и обработок, у нашего собеседника уже перевалило за 300. Тот, кто умеет читать музыку по нотам, может познакомиться с сочинениями Сергея Антоновича, посетив его группу в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Нотный архив Сергея Стельмаха».
– Многие преподаватели из других школ знают, что я пишу музыку, и часто просят меня сочинить что-нибудь для своих учеников. Также часто доводится мне писать произведения для ансамблей, дуэтов, трио, – поясняет баянист.
Герой нашего материала общается, переписывается с другими композиторами из Беларуси и ближнего зарубежья. Например, на произведения пианистов из России Елены Девис и Тимура Максимова часто делает переложения для баяна (аккордеона). Еще Сергей Антонович хорошо знаком с таким известным музыкантом-баянистом, как Трофим Александрович Антипов (рецензент новых сборников), который обладает степенью магистра искусств, является лауреатом многих престижных международных конкурсов и фестивалей, специальной премии Президента Республики Беларусь.
Сейчас Сергей Стельмах «ударился» в разработку учебного пособия по специальности баян (аккордеон), трудится над рабочей тетрадью для 1-2 классов школ искусств. Кстати, наш собеседник хорошо владеет компьютером, поэтому все свои сборники он составляет сам: компонует, занимается версткой, вставляет иллюстрации, делая страницы более привлекательными, красочными. Кроме этого, делает инструментовки для Народного оркестра народных инструментов «Роднасць» Дрогичинской ДШИ (дирижер Подлужная Инна Константиновна), участником которого он является (играет партию второго баяна).
– Хочу поблагодарить всех, кто меня поддерживает на пути увлечения музыкой. Это, прежде всего, моя семья: отец, Антон Степанович, мама, Нина Николаевна,брат Андрей. Моих наставниц по сольфеджио и музыкальной литературе – Раису Георгиевну Лопачук и Валентину Васильевну Крейдич, а также директора Дрогичинской детской школы искусств Подлужного Сергея Васильевича и всех своих коллег.
Остается пожелать герою нашего материала дальнейших творческих успехов, вдохновения, чтобы он продолжал радовать взрослых и детей своими яркими произведениями.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА