Они – целеустремленные и амбициозные. Стараются расти и развиваться и в профессиональном плане, и как личность. Получить как можно больше опыта, чтобы сделать свою работу лучше, качественнее, эффективнее. Мы поинтересовались у героев, что бы они изменили в своей сфере, какие, на их взгляд, там есть проблемы, недочеты и как они бы это исправили.
«Подход к обследованию
и лечению сильно изменился»
Юрию Миховичу 27 лет. Уже около 4-х лет он работает анестезиологом-реаниматологом в Дрогичинской ЦРБ. Помимо основной работы молодой человек ездит на дежурства в Брестскую областную клиническую больницу. Высшее образование Юрий Леонидович получил в Гродненском медуниверситете, интернатуру проходил в Пинской центральной больнице. Сейчас врач снова учится: повышает квалификацию и получает более узкую специализацию в клинической ординатуре на базе профильной кафедры университета.
Одной из основных проблем в нашем здравоохранении врач считает халатное отношение людей к своему здоровью. Специалист отмечает, что выявление болезней и риска заболеваний должно происходить на начальных стадиях. А для этого пациенты должны обращаться к врачу, прислушиваться к его рекомендациям. Следуя предписаниям специалиста, корректировать свой образ жизни, исключать вредные привычки.
– Когда человек в течение жизни отказывается приходить в больницу по собственному желанию, по приглашению участкового врача, игнорирует его рекомендации – последствия для организма резко усугубляются. Качество и продолжительность жизни падает, – подчеркивает Юрий Леонидович. – Государству нужно усилить мотивацию людей внимательнее относиться к своему здоровью. Методов может быть множество, однако самый действенный – финансовый. В этом плане отличным примером для мотивации может стать оценка заработной платы, расчет выплат по больничному листу, продолжительность рабочего дня, стимулирующие и пенсионные выплаты.
Проблема с нехваткой кадров, отмечает врач, уже осознана и решается. Юрий Леонидович также считает, что количество специалистов на местном уровне необходимо увеличить и должен появиться аналог семейного доктора.
– Это должен быть специалист широкого профиля, имеющий достаточно большой спектр знаний и навыков. Он будет заниматься ограниченным количеством населения различного возраста – от детей до пенсионеров, производить за ними диспансерное наблюдение, а также проводить необходимые обследования, лечить острые и хронические заболевания на уровне своих возможностей. Он должен уметь зашить рану, интерпретировать результаты анализов, рентген-снимков, компьютерной томографии, ЭКГ и так далее. Если же требуется более узконаправленный и сложный уровень оказания помощи – в таком случае пациент направляется в крупную больницу, – поясняет Юрий Леонидович.
Он считает, что «врач любой из специализаций никогда не должен останавливаться на достигнутом и ни в коем случае не прекращать образование». Поэтому в здравоохранении должны постоянно организовывать обучающие семинары, курсы, командировки в другие медучреждения и страны.
– Да, это более затратно, но на выходе получаются квалифицированные специалисты, они ценны, и результат их работы приятнее и эффективнее.
Ведь время идет, меняется отношение к заболеваниям, подход к ним и тактика их лечения. Отличный пример – коронавирусная инфекция. В начале этого заболевания никто понятия не имел, что это за инфекция, почему она так сложна и многогранна, в чем механизм развития осложнений и как это лечить. За год мы очень многому научились, подход к обследованию и лечению довольно сильно изменился, – отмечает врач.
Юрий Леонидович уверен, «любой лечащий врач должен уметь производить и ФГДС, и УЗИ, КТ и МРТ, отобрать и расшифровать анализы». Соответственно, по его мнению, зарплата такого специалиста должна отличаться.
– Необходимо введение дифференцировки оплаты труда для специалистов различных степеней квалификации. Когда врач может проводить все обследования и владеет этим в совершенстве – размер оплаты его труда должен быть много больше, чем врача, который умеет лишь необходимый минимум. Появляется мотивированность и конкуренция, которая в данном случае приносит свои положительные плоды, – резюмировал Юрий Леонидович.
«Хотелось бы больше свободы в творчестве»
Татьяна Цыганчук – девушка-праздник. И это не только в переносном, но и в прямом смысле. Практически ни одно торжественное мероприятие в нашем городе не обходится без ее участия. Зачастую Татьяна выступает на них в качестве ведущей. Девушка работает культорганизатором в городском ДК 5 лет. «В мои обязанности входит написание сценариев, ведение концертных, театрализованных и прочих программ, организация досуга для молодежи и подростков», – рассказывает она.
Девушка получила диплом Гродненского колледжа искусств. Сейчас Татьяна заочно оканчивает Белорусский государственный университет культуры и искусств. В скором времени она станет дипломированным специалистом в международных культурных отношениях.
– Сейчас очень скептически относятся к молодым специалистам, сомневаются в их профессионализме. Когда сталкиваешься с более опытными коллегами, чувствуется, что во мне как специалисте сомневаются. Да, у нас мало опыта, но багаж знаний в учебных заведениях дают немалый и практика у выпускников порой очень насыщенная. В Гродненском колледже искусств нам давали максимум, без дела никто не сидел – оттого уже есть хороший фундамент для дальнейшей самостоятельной деятельности, – делится Татьяна.
Девушка отмечает, что необходимо доверять молодым и просто направлять в правильное русло. А также не бояться их инициативы и новых идей.
– Хотелось бы больше свободы в творчестве. И доверие зрителя нам гарантировано! – подчеркивает Татьяна. – Почему-то у нас принято делать так, как было всегда, – и ни малейшего выхода за границы дозволенного. А ведь творческая работа достигает успеха и положительных отзывов, когда она не знает границ, когда умеет удивлять и поражать. А поразить обыденностью – невозможно. Естественно, мы здравомыслящие люди и пропускать на сцену балаган никто не будет. Но развернуть все свои возможности нам почему-то нельзя.
«У детей нужно развивать
эмоциональный интеллект»
Дарья Ладысюк (девичья фамилия Шкилюк) по образованию лингвист, преподаватель немецкого, английского и итальянского языков. Девушка окончила Минский государственный лингвистический университет, а также курсы переводчика. Проходила практику в Германии, много работала в летних языковых лагерях.
Отработку Дарья Сергеевна проходила в гимназии г. Дрогичина. Параллельно педагог занималась репетиторством. Позже стала развивать свое дело – студию всестороннего развития «Greenschool». Основным направлением частной школы является изучение иностранных языков. Сейчас Дарья Сергеевна находится, как она называет, в digital-декрете (деятельность перешла в онлайн-формат).
По мнению педагога, основной проблемой белорусских школ является то, что в них дают огромный объем ненужных знаний, «учебники и программу стоило бы поменять», и нет возможностей для индивидуального подхода к ученику.
– Главная проблема белорусского образования – перегрузка школьников знаниями «не для жизни». Положа руку на сердце, во взрослой жизни мы вовсе не обращаемся ко многим полученным в школе знаниям, – отмечает Дарья Сергеевна. – Есть определенный минимум знаний и навыков, нужный каждому человеку. Он должен знать об основных процессах и явлениях в окружающем мире, иметь грамотную устную и письменную речь, развитую логику и уметь считать. В Англии, например, ближе к концу обучение становится узконаправленным. Также в школе нет возможности индивидуально подходить к каждому ученику. Это даже физически невозможно. Стоит отметить, большие классы уже малоэффективны в плане получения знаний.
Дарья Сергеевна считает, что в школьной программе не хватает предметов, направленных на развитие эмоционального интеллекта детей. Благодаря им ребенок учится понимать свое «я» и людей вокруг, поясняет педагог. Случается и так, что «школьникам сложнее учиться просто от непонимания – сильный эмоциональный блок мешает усвоению знаний».
– В то же время, по последним исследованиям, эмоциональный интеллект лидирует. Востребованный профессионал сегодня не тот, у кого куча «корочек», а мобильный, пластичный человек, способный коммуницировать с миром. Именно эти вещи надо развивать в детях, остальному можно научиться! – подчеркивает Дарья Сергеевна. – Но как раз в этом направлении как таковой работы не ведется.
Также вызывает вопросы система оценивания, отмечает педагог. Иногда оценка, констатирует она, превращается в инструмент поощрения или наказания.
– Отдавая ребенка в школу, некоторые родители нередко снимают с себя всяческую ответственность. Этого не должно быть. Или можно услышать: «Так мало осталось достойных педагогов». На это можно возразить: «Не добивайте последних», – с улыбкой говорит Дарья Сергеевна. – Учитель должен знать, как подступиться к родителям, должен уметь работать со сложными детьми, трактовать их поведение. Выгораемость педсостава также является большой проблемой.
Среди прочего, педагог выделяет проблему оттока нашей молодежи в Польшу, Россию, в другие страны, куда уезжают получать образование. «Много вопросов, которые требуют ответов», – размышляет Дарья Сергеевна. Главное, чтобы со временем вопросы не стали риторическими.
«Нужно больше качественной сельхозтехники»
Николай Румачик работает трактористом-машинистом в ОАО «Племзавод Закозельский» около 4-х лет. Самому молодому человеку 27 лет. По специальности он строитель. Николай отвечает коротко и четко, не пускаясь в размышления. Да и времени на это нет: сейчас в полях, как говорится, горячая пора.
В сельскохозяйственной сфере, признается молодой человек, его все устраивает. Единственное, сельхозтехнику хотелось бы получше, отмечает он.
– Работаю на тракторе «Джон-Дир» 2007 года выпуска. Из недостатков: в нем плохая шумоизоляция, рычаг диапазонов можно было бы сменить на электронику, а еще герметичность кабины оставляет желать лучшего. На трактор поставили автопилот: теперь кнопочку нажал – и полетел по полю. Только нужно внимательно следить за сеялкой, – рассказывает подробности Николай. – В прошлом году мне дали новую немецкую сеялку AMAZONE: все компьютеризировано, управляется электроникой. Прежняя сеялка, на которой работал, была механическая. AMAZONE – совсем другое дело.
Оксана КУЦЕНКО