Каждый день мы проходим по знакомым улицам своего населенного пункта, не придавая особого значения и зачастую не задумываясь над смыслом их названий. Почти в каждом городе и деревне есть привычные для нас площади и улицы – «Советская», «8 Марта», «Победы» и т.д., – названия которых в той или иной мере просты и понятны каждому. Сложнее оказалось с улицей «17 Сентября», на которой располагается наша редакция: многие из опрошенных мною случайных респондентов не смогли пояснить значение этой даты. Тем не менее, именно в этот день, 17 сентября 1939 года, начался освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию, в результате которого белорусский народ, насильственно разделенный по крайне несправедливому Рижскому договору 1921 года, вновь стал единым, а в составе Советской Белоруссии были воссоединены этнические белорусские земли. И поэтому 17 сентября – поистине судьбоносная дата в нашей истории.
С теми событиями 77-летней давности связаны и другие названия здешних улиц. В частности, в агрогородке Антополь есть улица Красных танкистов, в названии которой отражен героический и трагический момент освобождения поселка от власти польской буржуазии. Но, к сожалению, из семи встреченных на улице и опрошенных жителей здешних мест об этом знали и рассказали лишь двое. И тогда редакция воспользовалась помощью краеведа, ветерана педагогического труда Тамары Ивановны Четырбок, которая собрала и хранит богатейший материал об историческом прошлом одного из старейших населенных пунктов района – поселка Антополь. И вот что она поведала:
«Во многих населенных пунктах нынешнего Дрогичинского района, в том числе – и в окрестностях Антополя, действовали подпольные группы сторонников советской власти, которые с нетерпением ждали прихода Красной Армии и освобождения от «гнета панской Польши». Накануне этих событий отряд здешних повстанцев, в составе которого было трое братьев Марушко, а также хуторяне Волосов и Загреба, вблизи железнодорожного переезда в деревне Вулька Антопольская организовали засаду и пытались разоружить колонну польских солдат и офицеров. Но силы были неравными, и повстанцы погибли.
А вскоре в сторону Антополя двинулись красноармейцы, которые также встретили сопротивление со стороны представителей буржуазной польской власти. Первым в поселок ворвался советский танк, однако, как свидетельствуют очевидцы, у него заклинило гусеницу, и он вынужден был остановиться. Позже у красноармейцев закончились боеприпасы, чем и воспользовались отступающие поляки: они подобрались к танку, обложили его хворостом, облили бензином и подожгли. В боевой машине находились четыре танкиста – И.В.Ефимов, М.Ф.Барановский, В.Ф.Мукин и А.П.Толстопятов, которые сгорели заживо.
С приходом советской власти солдаты-танкисты вместе с погибшими местными повстанцами – Ф.Д.Волосовым, А.А.Загреба, А.А.Марушко, А.А.Марушко и С.А.Марушко с должными почестями были захоронены в братской могиле. Впоследствии на месте тех событий был установлен памятный знак, а поселковая площадь Базарная была переименована в улицу Красных танкистов».
Как рассказала Т.И.Четырбок, в свое время на базе тогдашнего Антопольского Дома пионеров был организован клуб «Красный следопыт», где Тамара Ивановна со своими коллегами-педагогами и местными школьниками вели активную поисковую работу. В результате им посчастливилось найти некоторых родственников погибших танкистов, в частности, сестру А.П.Толстопятова, Марию Павловну Сафарову, которая жила в Пензенской области и в 1972 году приезжала в Антополь, чтобы побывать на могиле брата.
Сегодня об этом и многих других исторических событиях из былой жизни поселка Тамара Ивановна Четырбок рассказывает во время занятий кружка «Спадчына», который работает под ее руководством на базе Антопольской средней школы. И потому есть надежда, что прошлое будет храниться не только в названиях улиц, но и в памяти людей, которые на них проживают.
Марина ШАФРАН