Одно дело, просто слышать, на каком социальном дне могут находиться наши сограждане. И совсем другое – видеть своими глазами, как и в каких условиях живут эти самые «неблагополучные», а главное – их дети. Согласитесь, уж они-то точно не должны испытывать дискомфорта от далеко не лучшего поведения взрослых людей…
В очередной раз задуматься об этом пришлось, когда корреспондент «ДВ» вместе с социальным педагогом Липникской школы Ольгой Филонюк, социальным педагогом ГУО «Дрогичинский РСПЦ» Людмилой Максимчук и старшим инспектором инспекции надзора и профилактики районного отдела по чрезвычайным ситуациям Вячеславом Кулаком отправился в рейд по неблагополучным семьям.
Было решено посетить домовладения, расположенные на территории Дрогичинского сельсовета.
– Семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние, у нас на постоянном контроле. Антисанитария, нарушение правил пожарной безопасности – это встречается сплошь и рядом. Мы-то привыкли, а вот вы – не удивляйтесь, – такими словами «напутствуют» меня участники рейда.
Они рассказывают, что на замечания люди реагируют по-разному. Кто-то пытается «качать права».
– Считают, видимо, что так и стоит жить: в грязи, рискуя не только собственной жизнью, но и жизнью ни в чем не повинных детей… – говорит Ольга Филонюк.
Есть и такие, кто пытается исправиться. Как пример – молодая мама двоих детей в Липниках. Она лишь недавно попала в поле зрения социальных работников. Но слезно пообещала, что и порядок в доме наведет, и о собственном трудоустройстве задумается.
…Следующий адрес – дом в деревне Заплесье. Здесь проживает женщина, у которой двое несовершеннолетних детишек. В глаза сразу бросается беспорядок на приусадебном участке. Куча хлама вокруг, забор отсутствует… Хозяйка, работница СПК «Липникский», получила от хозяйства новый дом. Однако прошло совсем мало времени, а порядок дому только снится…
Пожалуй, наиболее шокирующим оказался визит в деревню Юзефины. Страшно представить, какая трагедия могла разыграться. Войдя в дом, мы увидели двух детишек. Горе-мамаша их просто-напросто оставила, наказав присмотреть за ними соседку. Но и ее на месте не оказалось… Маленькие детки оставались в доме одни, а все помещение заволокло дымом. Ведь печь требует ремонта, а противопожарный извещатель был выкручен…
– Почему ты не в школе? – спрашивают участники рейда старшую девочку-первоклассницу.
Девочка боязливо отводит глаза в сторону. Сжимает кулачки и тихо произносит:
– Просто мама сказала, если будут задавать такие вопросы, кашлять…
Учительница девочки рассказала, что Д. второй день не появлялась в школе. Но, видимо, ее маму это отнюдь не смущает.
Молодая женщина уже неоднократно получала предупреждения за ненадлежащее воспитание детей. Дважды они оказывались в приюте. Но браться за ум К. не горит желанием. Едва переступив порог дома, мы уткнулись в комнату, полностью заваленную всяким тряпьем. Кажется, порядок здесь не наводился очень давно. На столе – следы вчерашнего застолья, пробки от бутылок. Приходишь в ужас, осознавая, что в таких условиях здесь находятся маленькие дети… Поэтому было принято решение: здесь им не место. Теперь они находятся в приюте. И не исключено, что если горе-мамаша не встанет на путь исправления, она их больше не увидит.
…Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где ребенок ухожен, сыт, одет и знает, что такое материнская ласка. Но, как видно, отклонения от этой нормы случаются. Это печально. И как достучаться до сердец родителей, которые не понимают (или не хотят?), что находятся на самом дне – непонятно…
Алексей НАУМОВЕЦ