На пограничной заставе «Сварынь» в должности заместителя начальника проходил стажировку Максим Болзан. Молодой человек является курсантом столичного Института пограничной службы. Этим летом он оканчивает вуз и – по всей вероятности – продолжит службу в Дрогичинском районе.
Максим родом из приграничья – Ошмянского района Гродненской области. С детства хотел стать военным и в другой профессии себя не видел. Однако, откуда взялось это решение и почему оно так твердо в нем укоренилось, он признается, что не знает. Когда пришло время выбирать вуз, парень рассматривал различные военные специальности и остановил свой выбор на Институте пограничной службы. О своем решении, отмечает Максим, он не пожалел.
– В институте подготовка осуществляется по четырем специальностям: управление подразделениями границы (там готовят будущих заместителей начальников и начальников пограничных застав), управление подразделениями пограничного контроля (офицеры несут службу в пунктах пропуска), идеологическая работа в подразделениях пограничной службы и оперативно-разыскная деятельность, – рассказывает курсант. – Ближе всего мне было управление подразделениями границы, и именно на эту специальность я пошел.
Как рассказал курсант, после каждого курса предусмотрена стажировка на границе. Максим стажировался на погранзаставах Гродненской и Сморгонской пограничных групп, в международном автодорожном пункте пропуска «Котловка».
– Во время стажировки на пункте пропуска было интересно: задерживали и таблетки, которые запрещено перевозить через границу, и – совместно с таможенными органами – товарно-материальные ценности, которые превышали допустимые к провозу нормы. Самый запоминающийся случай – во время моей смены задержали 312 кг гашиша на 7 млн долларов, – вспоминает курсант. – Во время прошлых стажировок на погранзаставах участвовал в задержании нарушителей пограничного законодательства. Здесь уже другой уровень: мы осуществляем свою деятельность в звене управления, проводим контроль и подготовку личного состава.
На погранзаставе «Сварынь» Максим проходил службу впервые и остался ею доволен. Пограничник отмечает: участок здесь интересный – местность сложная, болотистая и требует определенной подготовки. Приходилось в нарядах местами ходить по пояс в воде, признается он.
– В принципе, доволен, что попал сюда: застава хорошая, личный состав подготовленный. Каждый выход на охрану границы для меня азарт: задержим кого-нибудь или нет, обнаружим признаки нарушений или нет. Здесь участок заболоченный и сейчас, во время оттепели, сама линия государственной границы подтапливается. В некоторых нарядах приходится ходить по пояс в воде, например, в наряде по проверке режима государственной границы, когда мы проверяем состояние пограничных знаков, – рассказывает курсант.
Помимо выходов на охрану границы и различных нарядов, Максим проводит занятия и тренировки с личным составом. На заставе служит несколоко десятков пограничников, в основном – солдаты-срочники. В обязанности будущего офицера входит и профилактическая работа с местным населением. Во время стажировки курсант также провел профориентационное мероприятие для старшеклассников Радостовской СШ.
– Работа с жителями приграничья тоже приносит свои плоды. Зачастую местное население помогает в охране границы, например, сообщают, когда появляются неизвестные в приграничных населенных пунктах, – делится Максим. – Я сам с северо-запада Беларуси, и здесь – на юге – население отличается по поведению, общению, у нас даже разные диалекты языка. Там – смесь русского, польского и белорусского, а здесь прослеживается украинский говор.
Так как Максим вырос также в приграничье (Ошмянский район граничит с Литвой), мы попросили его сравнить свою малую родину и наш регион. Первое, на что обратил внимание пограничник, – кардинально отличается местность. У нас болотистые места, повсюду мелиоративные каналы. Ошмяны же, Сморгонь расположены на возвышенности, участок весь сухой и в основном покрыт лесом.
– Ошмяны расположены на участке Сморгонской пограничной группы, и там сильно развита противоправная деятельность, а именно незаконное перемещение сигарет через государственную границу. Здесь такое особо не встречается: из-за разницы цен это экономически невыгодно. В этом плане там поинтересней. Тут, в принципе, тоже противоправная деятельность на государственной границе возможна, – комментирует курсант. – Участок Сморгонской пограничной группы отличается еще и тем, что большая его часть закрыта сигнализационным комплексом либо системой. Здесь же система установлена на меньшем участке, поэтому важную роль тут играет оперативный и войсковый компоненты охраны границы.
Срочную службу на погранзаставе «Сварынь» проходят близнецы Иван и Александр Олейниковы. Братья были призваны из города Березино Минской области. Иван и Александр вместе учились в колледже, после его окончания – не разлучаясь друг с другом – отправились в армию.
«Бывает тяжело, бывает легко – в зависимости от нарядов. Так как служба проходит на границе, тут вокруг леса, поля, живности много. Случаются казусы: например, проходишь рядом с границей, бобер где-то плюхнет, и кажется, будто кто-то стреляет. Сигнализационная система часто срабатывает на косуль, и мы постоянно выезжаем по «сработке» на те участки, где пока нет видеокамер. Когда проходит миграция косуль, бывает, целый день на выездах. На участке много болотистых мест, случается, – так заходим, что выбираемся с трудом. Если посмотреть с другой стороны: свежий воздух, природа вокруг – чувствуешь себя как в санатории или оздоровительном лагере, – делится впечатлениями о службе Александр Олейников. – Коллектив на заставе хороший, тут все друг друга поддерживают, добродушно относятся. Если кто-то хочет по контракту служить – тут хорошие условия, рядом с заставой находится ДОС (Дом офицерского состава, в котором семьям пограничников выделяются квартиры, – прим. авт.)».
Оксана КУЦЕНКО
Фото Даниила ШАФРАНА