Каждый год в преддверии Рождества мы ждем чуда. Надеемся, что наконец на земле воцарится мир. Что человечество образумиться и обретет некий другой, более гуманный смысл существования и сосуществования. Верим, что перестанут плакать дети, гибнуть ни в чем не повинные люди, что прекратится этот сумасшедший передел и мы начнем созидать, а не разрушать. Но чуда не происходит. Не произошло и на этот раз.
Кто бы мог подумать, что в дни святого Рождества одной из главных тем станут не добро и милосердие, а террор и убийства. Полыхнул далекий, но не чужой нам Казахстан. И выходя из праздничной в повседневную политическую повестку, мы не можем обойти эту тему.
События развивались стремительно, но при этом очень многое указывает на то, что они планировались. Более того механизмы управления протестами очень схожи с тем, что происходило и в Украине, и у нас в Беларуси, и в России. Вплоть до того, что использовались те же самые экстремистские телеграмм-площадки. Главное отличие в том, что практически сразу произошла чудовищная радикализация протеста со всеми вытекающими последствиями: стрельбой, убийствами, мародерством и грабежами. По последним данным в ходе беспорядков погибли более 160 человек. Сожжены многие административные здания, убиты десятки силовиков и мирных граждан, разграблены магазины и банки… И, к сожалению, напряженность сохраняется.
Даже на фоне откровенного насилия «демократическое сообщество» затянуло мантру про мирный характер протестов. При виде беспорядков у наших доморощенных революционеров зачесалось в самых нескромных местах. Особенно у тех, кто жаждал такого же беспредела в своей стране.
«Смотрю Казахстан, душа радуется» – не поверите, но такой пост имел место быть в одном из дрогичинский чатов. Чему именно радуется душа автор не пояснил: горящим зданиям, мародерству, убийствам, смерти 4-летней девочки…
А ведь все это могло быть и у нас. Не допустили.
Очень показательным моментом стало введение в Казахстан сил ОДКБ. В страну был направлен и белорусский контингент – порядка 500 военнослужащих-контрактников. В рамках миротворческой миссии силы организации взяли под охрану стратегические объекты. Участие в усмирении протестующих и проведении антитеррористической операции не предполагается.
Но важнее другое. Во-первых, организация продемонстрировала свою жизнеспособность, эффективность и возможность противостоять угрозам. Реакция союзников оказалась практически молниеносной. Без колебаний и многочисленных консультаций. Технологи «цветных революций» и прочие любители пошатать законную власть получили весьма однозначный сигнал: любая угроза конституционному строю будет пресечена в том числе и с помощью военной силы, не говоря уже о проявлениях радикализма или террористической угрозе. Хочется верить, что это поставит точку в процессе «экспорта демократии» в страны-члены ОДКБ через «цветные революции». Многие уже осознали, что на самом деле стоит за всеми этими майданными технологиями с их якобы борьбой за права и свободы.
Очевидно, что события в Казахстане – звено большой геополитической игры против России. Цель – создать еще одну точку напряженности на ее южной границе. Подспудно – это удар и по интересам Китая, который инвестировал в страну немало средств, а в случае переформатирования Казахстана лишится важного звена в так называемом «новом шелковом пути» (концепция новой панъевразийской транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы). Символично, что полыхнуло прямо накануне переговоров по безопасности в связке США-Россия-НАТО. Многие эксперты и аналитики связывают это с желанием Штатов иметь рычаг давления на Россию в этих переговорах.
Возможно, наученные опытом Беларуси, координаторы казахского майдана решили миновать стадию стояния с белыми цветами и раззуванием перед лавочками и сделали ставку на террор, обеспечив протест подготовленными боевиками и оружием. Получилось громко и страшно. Теперь же госсекретарь США Энтони Блинкен искренне (или не искренне) недоумевает, почему власти Казахстана «обратились в организацию, где доминирует Россия». Неужели должны были позвонить в госдеп и попросить усмирить своих головорезов в обмен на антироссийскую политику, контроль за нефтяными месторождениями или размещение натовских военных баз?
В любой политической системе, обществе и государстве существуют определенные противоречия. Нефтедобывающий Казахстан, к сожалению, не смог обеспечить высокий уровень жизни для большинства населения. Высок там уровень коррупции, сохраняется клановость. Однако, важно понимать, кто и в каких целях эти противоречия использует. И стоит ли это хотя бы одной человеческой жизни.
Остается пожелать Казахстану, чтобы в стране как можно быстрее воцарился покой и порядок.
Владимир Алексеев