Она отнюдь не маленькая. Первая часть улицы, что до перекрестка с ул. Дзержинского, более старая, существовала на карте города еще в довоенное время, и большинство построек там «польские». Вторая, более длинная часть улицы, стала застраиваться в советский период, примерно со второй половины 50-х годов.

Комсомольская известна дрогичинцам тем, что на ней находится административное здание РОВД, в котором в довоенное время располагалась полиция гмины. В польский и советский периоды истории за этим зданием была тюрьма. Постройка, в которой она находилась, сохранилась и на сегодня, и используется местными стражами порядка как складское помещение. А еще в начале улицы, у поворота на Советскую, до 1980 года в нескольких одноэтажных частных домах располагались отделения районной больницы. Она также была создана еще в польское время. Тогда улица называлась – Больничная, или правильнее назвать ее на польский манер, – Шпитальная. В послевоенные годы она была известна как улица Ворошилова, пока где-то в середине 60-х не стала именоваться, как и сейчас – Комсомольская. Ну а остальную информацию вы сможете почерпнуть из рассказов людей, живущих на этой улице.

Таким было здание милиции на улице Комсомольской в довоенное время
На волейбольной площадке дворовой территории Дрогичинского РОВД. 70-е годы прошлого века

Елена Александровна Зущик:

– Что-то о прошлом улицы я помню из своего детства и юности, о чем-то знаю из рассказов старшей сестры. Начнем по порядку. На повороте с улицы Советской на нашу была районная больница. Она состояла из целого ряда финских домиков, каждый из которых занимал то или иное отделение или использовался в определенных медицинских целях. «Инфекционка» была напротив ул. Веры Хоружей (сейчас частный дом, обложенный кирпичом), за ним в глубь дворов – хирургия, а у дороги (это здание сохранилось почти в неизменном виде) – роддом. Следующий длинный барак, состоящий из трех частей, был когда-то терапевтическим отделением больницы. Чуть дальше по улице, где сейчас стоит дом с мансардой, сначала располагалась детская поликлиника, а на втором этаже – бухгалтерия райбольницы. За зданием морга (находится во дворах), которое, кстати, сохранилось и сейчас почти в неизменном виде, функционировала лаборатория и процедурные кабинеты.

В этом доме в советское время работали процедурные кабинеты районной больницы
Здесь было хирургическое отделение райбольницы

 

Новое здание районной больницы построили в 1981 году в новом микрорайоне ПМК. Дома на улице Комсомольской были переданы жителям города. Многие из этих построек сильно изменились. Где-то хозяева сделали пристройку, где-то обложили кирпичом. Однако некоторые так и остались почти неизменными.

В этом длинном доме барачного типа располагалось терапевтическое отделение

Здание напротив больницы, где сейчас подходит к своему завершению масштабная реконструкция, с польских времен было кинотеатром. Потом, уже в 70-е гг., когда в городе построили здание кинотеатра «Беларусь», там «поселилась» и много лет проработала музыкальная школа.

Проходя сегодня по нашей улице, трудно не обратить внимание на красивый дом с мансардой (по адресу Комсомольская, 8А), расположенный напротив здания РОВД. С ним связана отдельная история. Один житель Дрогичина, имя его я не знаю, но, по всей видимости, он был поляком по национальности, в довоенное время ездил на заработки в Америку. Там он заработал достаточно денег, чтобы построить этот дом. Конечно, сейчас возводят и куда более роскошные жилища, но на то время это был один из самых красивых домов в Дрогичине. Рассказывали, что однажды гостили в нашем городе какие-то люди из Польши и, глядя на это сооружение, были поражены его великолепием. «Пенькны дах» – воскликнули они. С того момента его часто так называли жители улицы. «Пенькны дах» был построен за несколько лет до воссоединения Западной Беларуси с СССР, а в 1939-м его хозяин-поляк, видимо, чувствуя, что здесь назревают неблагоприятные события, оставил этот дом и уехал.

«Пенькны дах» на улице Комсомольской. Сейчас там жилой дом

В довоенный период в здании районного отдела внутренних дел располагалась полиция польской гмины. За ним в кирпичной постройке – тюрьма. Во время Великой Отечественной войны ее использовали и немцы. Среди узников в это время было немало противников оккупационного режима: партизаны и связные. Немцы выводили людей на расстрел за территорию тюрьмы, у стены, которая выходит к городскому кладбищу. Сейчас на том месте установлена памятная табличка. Немало жителей Дрогичинщины нацисты казнили и за территорией нашего сарая (наш дом соседствует со зданием РОВД в сторону улицы Дзержинского. Он, кстати, тоже еще довоенный, был разделен на две части, и в нем до 1939 года жили сотрудники польской полиции со своими семьями).

После войны здание полиции перешло к районной милиции, а также в нем несли службу сотрудники НКВД. Тюрьма действовала и при советской власти, примерно до 1956 года. Долгие годы рядом с ней стояла сторожевая башня. Часть ее сохранилась до недавнего времени, пока эту башню окончательно не убрали. На пути к райотделу внутренних дел по улице Веселой справа можно увидеть длинный барак со множеством окон. Это также «польская» постройка. Здесь жили работники тюремной охраны. В самом конце улица Веселая упирается в кирпичную будку. Она в прежние годы использовалась как пункт приема посылок, передач заключенным. В шутку местные говорили, что это «козы-дерезы» домик. Сейчас не знаю точно, что в ней находится, наверное, склад какой-то.

За нашим домом в сторону перекрестка раньше стояла конюшня. Как польские стражи порядка, так и советские милиционеры использовали лошадей в качестве средств передвижения. Со временем в распоряжении РОВД стали появляться мотоциклы и автомобили, и конюшня уже была не востребована. Примерно в начале 80-х на ее месте построили нынешнее здание вневедомственной охраны.

Здание “польской” тюрьмы, расположенной во дворе РОВД
Так выглядят камеры, в которых содержались заключенные
Слева – Камеры отапливались печным способом. Печи разжигались со стороны коридора. Лишь одна из камер в конце коридора была неотапливаемой. По всей видимости она использовалась как карцер.
Справа – “Глазок”, с помощью которого велось наблюдение за заключенными.

За конюшней был еще один дом, и на том улица в первые послевоенные годы заканчивалась. Далее шло поле, на котором мы часто собирали «грибы-печурки». По правую сторону улицы, напротив нас, был еще один зеленый деревянный дом (он стоит и сейчас), а за ним – болото. Местные жители выбрасывали в него мусор, ведь канализации тогда ни у кого не было. Попадали в него и больничные отходы. Потом уже люди стали отвоевывать территорию у болота, завозить на него грунт и строить дома. Улица стала удлиняться. Часть болота, заросшая камышом, за домами осталась и на теперешний день.

Еще на нашей улице жила семья известного на Дрогичинщине партизана Александра Константиновича Темкина. Сейчас в этом доме живет его внучка.

Иосиф Терентьевич Косянчук:

– Часть улицы, которая находится за перекрестком с ул. Дзержинского, стала застраиваться где-то с середины 50-х годов. Я родом из деревни Ялочь, а здесь построился и переехал с семьей на Комсомольскую в 1964 году. На то время за перекрестком стояло около пяти домов. А перед ним, справа от дороги, тоже была нежилая зона. За зеленым домом под номером 16. болото подходило к самой проезжей части, и там был водоем, наподобие сажалки. Там же, у перекрестка, люди часто выбрасывали мусор, и на том месте образовалась своего рода свалка. Потом уже, где-то с 1982 года, в той части улицы начали делать насыпь и строить ведомственное жилье для работников автобазы.

А еще долгие годы на нашей улице было много луж. Трудно было и пройти пешком, и проехать на машине. Особенно большая лужа была возле моего дома. Асфальт на этой части улицы появился относительно недавно.

Памятная табличка жертвам фашизма, установленная на территории городского кладбища за зданием бывшей тюрьмы

Надежда Александровна Гаврилюк:

– Мой родительский дом стоит у дороги на улице Комсомольской. Там я провела свое детство. Было нас трое детей. Я, сестра и брат. Я осталась жить здесь, на улице Комсомольской. Где же мы играли в детстве? На территории возле бывшей милицейской конюшни. Даже помню, как она выглядела. Деревянный сарай, огороженный большим деревянным забором. На время моего детства, а это 60-е годы прошлого века, видела там еще несколько лошадей, но после их уже не было. Рядом с бывшей конюшней построили несколько гаражей, и там часто стояли машины. Вот на той площадке мы и играли в детстве. Мальчишки – в футбол, а мы, девочки, – в прятки.

Прежде, на месте, где сейчас расположена вневедомственная охрана, с нашей улицы был проезд к кладбищу. В конце этой дороги мы часто зимой съезжали на санках с горки. Точнее, это была не горка, а насыпь у края кладбища. За нашим домом (он находится по правую сторону улицы) было болото. Тогда еще чистое, без зарослей, одна только водная гладь. Мой брат, помню, ловил на нем карасей. Конечно, зимой, когда вода замерзала, мы катались на коньках. Отец привез из Минска коньки – такие алюминиевые двухполозные, и мы их привязывали к валенкам. Потом болото стало быстро зарастать. Много на нем аистов водилось. На ближайших домах и сараях они строили гнезда. Одно такое гнездо аисты свили на крыше здания РОВД.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора и из архива