Не секрет, что во все времена молодежь старалась покинуть провинцию в поисках лучшей жизни. Но в нашем районе нашелся человек, который осознанно приехал в глубинку работать педагогом и спустя несколько лет не уехал в город, а продолжает учить сельских детей. Это преподаватель математики Радостовской средней школы Татьяна Сергеевна Гирс, которая поделилась с корреспондентом «ДВ» рассказом о проблемах становления молодого педагога, нюансах общения с современными детьми и желании остаться в деревне.
Подавая документы, плакала
До того, как попала на работу в деревню, Татьяна Сергеевна всю жизнь провела в городе. Сначала в Жабинке, где родилась и училась в школе, а после в Бресте, куда поступила в высшее учебное заведение – в государственный педагогический университет имени А.С. Пушкина. Свою профессию, как говорит моя собеседница, она выбирала не из благородных побуждений, а по совету родителей.
– Я хотела связать свое будущее со строительной отраслью. Уже выбрала, куда буду поступать, но родители принялись меня отговаривать: находили и озвучивали множество минусов строительных специальностей, приводя доводы в пользу профессии педагога. В пример ставили сестру, которая стала учителем. Находясь под давлением, испугалась и поддалась, – рассказывает о привычной для многих подростков ситуации Т.С. Гирс.
Но идти в педагогический Татьяне тоже было страшно. Она вспоминала поведение ровесников на уроках и не понимала, как в будущем, сохраняя спокойствие, сможет совладать с детьми. Думала, что не выдержит, поэтому, подавая документы на специальность «Математика и информатика», плакала.
– Первые годы учебы показались кошмарными. Много сложных предметов, мало понимания. На каком-то этапе даже решила, что выписала себе неутешительный приговор, и это провал, но все изменила производственная практика. Именно первый практический опыт помог мне поверить в свои силы и способности, – отмечает молодой педагог.
Увидев, что учить детей сложно, но вполне можно, Татьяна Сергеевна успокоилась. И даже решила совершенствовать навыки преподавания, устроившись на подработку в одну из школ в Бресте.
– Условия были замечательные, и меня даже готовы были взять в штат, но я решила продолжить учебу в магистратуре. Хотелось глубже вникнуть в специальность, поэтому отказалась от вакантного места. А за год оно «сгорело», – рассказала Т.С. Гирс.
За время учебы в магистратуре Татьяна Сергеевна встретила парня. Он родом из агрогородка Именин, и по профессии – военный.
– Когда сделал предложение, сказала: если хочешь жениться – ищи мне вакантное место рядом с пограничной заставой «Сварынь», где сам будешь работать. Тогда понимала, что жить придется в деревне и преподавать в сельской школе. Но не испугалась. Даже не знаю, почему. Может, потому что уезжала не одна, а вместе с любимым человеком, – говорит девушка.
После двух десятков лет жизни в городе – добро пожаловать в сельскую глубинку
Переехав на пограничную заставу, где живут семьи военных, Татьяна Сергеевна увидела, что все обстоит гораздо лучше, чем ей представлялось. Жить предстояло в многоквартирном доме со всеми необходимыми условиями. Рядом – соседи, среди которых немало ровесников. Из доступных мест развлечений, правда, только беседки. Но ведь никто не запрещает выезжать на выходные в город или путешествовать по стране, чем, кстати, молодая семья любит заниматься в свободное время.
– Но, не скрою, первое время недоставало разнообразия. В городе привыкла, что получаешь зарплату и идешь в кино или магазин. В деревне такие радости жизни недоступны. Но и в этом есть преимущества. Можно экономить и собирать деньги, – поделилась мыслями Т.С. Гирс.
Но дом на заставе – это комфортный семейный очаг, который систематически необходимо покидать, чтобы попасть на работу в соседний агрогородок Радостово. Туда молодой учитель добирается преимущественно на автобусах и маршрутках, а они ходят редко.
– Доехать проблематично. Вернуться – не легче. Расстояние в семь километров преодолевать пешком – не вариант. Вот и приходится периодически, после завершения рабочего дня, проводить пару часов в ожидании очередной маршрутки. Был даже момент, когда эта проблема так вымотала, что хотела все бросить и вернуться в город, – отмечает Татьяна Сергеевна.
Но что касается непосредственно адаптации в школе, она прошла легко. Коллектив принял, помог влиться в ритм учреждения и старался прийти на помощь даже в мелочах.
– Помню, на первых порах были сложности с пониманием местного диалекта, когда приходилось чуть ли не переводить речь детей. Сейчас такого уже нет – привыкла, – с улыбкой рассказывает Т.С. Гирс.
Из статистики:
На одну специальность с Татьяной Сергеевной поступило больше пятидесяти человек, выпустилось тридцать.
А из тех, кто получил диплом, учителями работают около десяти человек. Из них ни одного парня – только девушки
Первые уроки вела на «автопилоте»
После практики, где обучение детей проходило под контролем опытных педагогов, настало время самостоятельности и личной ответственности. Люди, начинавшие свой путь в педагогике, скажут, что именно от этих первых уроков зависят дальнейшие взаимоотношения с детьми.
– Первые уроки проходили как будто в прострации. Объясняю тему, смотрю на детей. В глазах вижу пустоту. Не могла понять, вникают они в предмет или же мыслями витают далеко, а не в настоящем. Так длилось неделю. Я рассказывала, а они слушали. И только спустя время они начали со мной взаимодействовать. Наверное, присматривались и пытались понять, что я из себя представляю: строгая или лояльная, вспыльчивая или мягкая, – рассказывает учитель.
Сейчас проблем с обучением не возникает. Дети прибегают в класс и с радостью кричат, что наконец-то урок математики. Не все, конечно. Ведь у детей – разные способности к обучению и к усвоению точных наук. Но к таким детям Татьяна Сергеевна старается найти индивидуальный подход.
Чтобы тебя уважали, недостаточно быть просто взрослым
Как и в любом другом направлении, в математике есть дети, которые увлечены предметом, а есть те, кто с ней не дружит. Это нормально. Значит, ребенок будет способен в иных областях. Но базовые математические знания молодой педагог все же старается вложить в каждого из учеников.
– Если говорить об оценках, я – лояльный педагог. Если в общении с другими учителями узнаю, что ребенок преуспевает в гуманитарных предметах, но вижу, что как бы он ни старался – математика ему не поддается, тогда не буду ставить плохие оценки. Ведь в будущем он может стать успешным филологом, журналистом, историком, где знания математики не имеют большого значения, – отметила Татьяна Сергеевна.
Но это сейчас она выстроила комфортную модель преподавания. А идти к ней пришлось на ощупь. Хотя всегда в основу девушка ставила дружеские взаимоотношения с детьми.
– Сейчас недостаточно быть просто взрослым, чтобы ученики относились к тебе с почтением. Они будут уважать, если ты стараешься их понять. Занимаю такую позицию. Всегда стараюсь выслушать ребенка. Я также являюсь классным руководителем. И это правило, конечно, чаще применяю в отношении своих семиклассников. Они всегда знают, что ко мне можно прийти и посоветоваться, а также поболтать о том, что происходит вокруг. Они мне доверяют, а доверие – основа уважения, – рассуждает Т.С. Гирс.
Педагоги – не роботы, они тоже испытывают эмоции…
Но как бы учитель ни старался расположить к себе учеников, они бывают разные. Есть доброжелательные, а есть просто недостаточно воспитанные.
– Было такое, что на первых порах доводили до слез. Я человек. И все педагоги люди. Мы не роботы. У нас тоже работают эмоции, хотя ученики этого часто не понимают, – говорит Т.С. Гирс.
Но демонстрировать спектр чувств, как считает Татьяна Сергеевна, – непрофессионально. Если случалось, что дети вызывали чувство обиды, она терпела и на переменах вытирала слезы в недоступных для чужого взора местах. А потом девушка привыкла, научилась абстрагироваться и контролировать себя. И сейчас, если ученик ведет себя неподобающим образом, Татьяна Сергеевна ищет рычаги воздействия на невоспитанного ребенка.
– Обращаюсь к классному руководителю, собираем совет учителей и анализируем, почему ребенок так поступает. Стараемся донести проблему до семьи, и вместе с родителями работаем над ситуацией. Иногда это приносит хорошие результаты, – подчеркнула Татьяна Сергеевна.
Городские и сельские дети – в чем разница?
Как отмечает учитель, разница есть. В городе дети более заинтересованы в учебе. Они осознают необходимость собственного развития в различных сферах, потому что понимают – в будущем это поможет им быть востребованными специалистами на рынке труда.
– В деревне у детей меньше амбиций. Они ограничивают себя средним или профтехобразованием. И зачастую – по причине неуверенности в своих силах и знаниях, которые в действительности есть. Поэтому иногда приходится уговаривать попробовать свои силы в централизованном тестировании. В прошлом году вела предмет в одиннадцатом классе, где некоторые не собирались поступать в высшее учебное заведение, но, поговорив с учителями, решились, и у них все получилось, – рассказывает молодой педагог.
Из заметных различий в характере, на которые Татьяна Сергеевна также обратила внимание, – это дружелюбность сельских детей. Они более открыты, менее дерзкие и развязные и больше уважают профессию учителя, нежели их сверстники в городских школах.
Не «айтишная», но достойная зарплата
Большой страх молодых педагогов – зарплата. Этого боялась и Татьяна Сергеевна, которую пугали мизерным окладом и тем, что таким он будет всегда.
– Первая зарплата действительно ужаснула. Но важно понимать, что это не приговор. Повышение категории, увеличение часов преподавания, факультативы, участие в конкурсах и олимпиадах – это все напрямую влияет на сумму, которую ты будешь получать. И если ты работаешь, то будешь и зарабатывать, – отметила учитель.
Поэтому педагогика, как заметила моя собеседница, – работа не для ленивых, а для деятельных людей. И если быть именно таким человеком, зарплата, конечно, будет не «айтишная», но достойная.
Труд учителя – это не только преподавание предмета на уроках, но и масса других обязанностей, особенно, если он еще и классный руководитель.
– Много времени занимает составление планов. На каждый урок и класс они индивидуальны, поэтому постоянно приходится придумывать новый сценарий с соответствующими задачами. А ученики меняются, предмет развивается, методики преподавания эволюционируют, поэтому программа урока не может быть одинаковой несколько лет. И это, конечно, прибавляет дел. Хотя иногда, не скрою, очень не хочется готовиться к уроку. Но желание дать детям интересные и полезные, а главное – современные знания, пересиливает. Хочется, чтобы мои ученики верили, что в сельской школе у них есть те же возможности в освоении математики, что и в городской. Главное – захотеть, – с улыбкой замечает Татьяна Сергеевна.
А что дальше: глубинка или город?
– Для собственного саморазвития хочу поступить на заочную форму обучения и постичь методику преподавания в младших классах. И, конечно же, хочу довести своих семиклассников до выпускного класса и отправить их во взрослую жизнь. Это ведь так интересно – лепить из детей уверенных и умных людей, – подчеркивает учитель.
Тем временем, нынешняя демографическая ситуация не лучшим образом сказывается на количестве учеников в Радостовской СШ. Если в старших классах здесь занимается порядка двадцати человек, то в одном из начальных учится всего четыре ребенка
Но пока в школе есть ученики, она со своей стороны делает все возможное для их благополучного будущего. И Татьяна Сергеевна благодарна мужу, который показал ей этот дивный сельский мир, который уже не хочется покидать.
Беседовала Марина ШАФРАН