Для Дрогичинщины, ее истории фигура знаменитой польско-белорусской писательницы Элизы Ожешко имеет большое значение. Именно на нашей земле прошли годы ее юности и возмужания. Здесь она получила большой заряд патриотизма и любви к Отчизне, которые со временем превратили ее в знаменитого классика литературного творчества 2-ой половины 19 века.
Элиза Ожешко родилась 25 мая (6 июня) 1841 года в имении Милковщина, что недалеко от Гродно, в семье крупного помещика Бенедикта Павловского. Об отце она почти ничего не помнила. Он умер, когда ей было всего 2 года. Однако большое влияние на формирование взглядов будущей писательницы оказала собранная отцом большая библиотека, в которой была представлена французская литература 18 века: Вольтер, Руссо, Дидро и другие просветители.
Мать Элизы была деспотичной, но красивой женщиной, привыкшей к комфорту, что, однако, не мешало ей быть горячей патриоткой. Вскоре после смерти мужа она вышла замуж. Ее дочь Элизу воспитывали бабушка и учительница Михалина Кобылянская.
В 1852-1857 годах Элиза училась в одном из лучших пансионов Варшавы, где по тем временам давали приличное для женщин образование. Именно здесь и проявилась ее способность писать сочинения, и даже определился характерный, непохожий на других сверстниц, стиль. Когда она по просьбе подруг писала за них сочинения, преподаватель литературы всегда узнавал, кто их подлинный автор. Во время учебы она также познакомилась и подружилась на всю жизнь с будущей польской поэтессой Марией Коноплицкой.
После учебы, когда Элизе было 17 лет, ее выдали замуж за помещика Петра Ожешко, который имел имение Людвиново и был вдвое старше ее. Для него это был брак по расчету. Невеста не блистала красотой, но считалась одной из самых богатых в губернии. Интересы мужа, как говорится, не выходили за рамки интересов большинства помещиков того времени – охота, верховая езда, карты, балы. Молодая женщина окунулась в эту беспечную, наполненную развлечениями, жизнь. Но одновременно эти годы были и годами возмужания, духовного прозрения, лихорадочного самообразования, поисков полезных дел. Позже время пребывания на Дрогичинщине она назовет своими «университетами».
Жизнь простых крестьян поразила воображение Элизы. Именно в Людвиново она поняла, что «люди должны быть равны и жить в достатке». Радикально настроенная молодежь ненавидела крепостное право и всячески пыталась облегчить повседневный быт крестьян.
В кругах польских патриотов социальные вопросы тесно переплетались с вопросами национальными. Элиза Ожешко была свидетельницей, а иногда и участницей бурных дискуссий о восстановлении независимости Речи Посполитой и освобождении крестьян. Она кое-что делала и практическое: вместе с младшим братом мужа Петра открыла у себя в доме школу, в которой училось 20 деревенских ребят.
Когда же в январе 1863 года вспыхнуло восстание, молодая женщина приняла в нем участие. В Людвинове не раз находил приют один из вождей восстания Ромуальд Траугут. Не раз Элизе пришлось бывать с поручениями в повстанческих отрядах на Полесье. Вместе с другими патриотками собирала для них оружие, продовольствие, медикаменты. После поражения повстанцев она, рискуя жизнью, в своей карете отвезла Траугута в безопасное место.
Как известно, восстание было жестоко подавлено. «Вся моя родня, кроме матери, и большая родня мужа, кроме нескольких стариков и больных, исчезли. Изгнанные из своих поместий, они или умерли, или жили далеко на Востоке или Западе», — вспоминала писательница. Петра Ожешко выслали в Пермскую губернию, а имение в Людвиново конфисковали.
Подавление восстания навсегда оттолкнуло ее, как писала Ожешко, «от мира веселья, забав и роскоши». А вот недюжинный талант и удивительная сила духа помогли ей выбрать свой путь, стать гордостью польской литературы.
Шесть лет (1864-1869), после бесплодных попыток найти хоть какой-нибудь заработок, молодая женщина живет «в абсолютном одиночестве в тиши пустого дома» в разоренном и отягощенном долгами имении отца – Милковщине. В это время она усиленно занималась самообразованием. Элиза не поехала за своим мужем в изгнание, так как еще до восстания подумывала о разводе, поняв, что брак их несчастен. Но осуществила свое намерение после возвращения Петра Ожешко из ссылки в 1867 году. Развод длился больше 2-х лет, вызвав осуждение родных, и привел к разрыву с привычным кругом людей.
За 6 лет, прошедших в уединении, Ожешко стала писательницей. Первый ее рассказ «В голодные годы» был напечатан в 1866 году в одном из варшавских журналов. В нем шла речь о судьбе бедных влюбленных – крестьянской девушки и парня, погибших от голода в неурожайные 1854-1856 гг. на Полесье. Произведение небольшое, но уже в нем проявилась склонность автора интересоваться жизнью обездоленных слоев общества и рисовать преимущественно трагическую сторону человеческой жизни.
В те же годы были опубликованы ее повести и рассказы: «Последняя любовь», «Из жизни реалиста», «В провинции», «В клетке», «Пан Граба». Для Ожешко литература стала нормой служения обществу, а писатель – учителем жизни. В своих сочинениях она всегда становилась на сторону тех, кто унижен и обездолен.
В 1869 году Элиза Ожешко переезжает в Гродно, продав свое родовое имение в Милковщине. В конце 70-х годов она основывает в Вильне небольшое издательство на польском языке, в которое вкладывает и душу свою, и деньги. К сожалению, через 3 года оно закрывается, а над писательницей устанавливается политический надзор.
Трудной и сложной была в это время и личная жизнь Ожешко. Только в 1894 году она смогла выйти замуж за Станислава Нагорского, гродненского адвоката, с которым была знакома 30 лет. Но через два года он скоропостижно умирает. Здоровье писательницы к тому времени было подорвано личными невзгодами и напряженным трудом, но, несмотря на все, она продолжает писать. В этот период из-под ее пера вышли роман «Агронавты» о разрушающей власти денег, повесть «К звездам», а последним в 1907 году увидел свет сборник рассказов «Слава победителям».
Элиза Ожешко умерла 18 мая 1919 года. Ее похороны вылились в своего рода манифестацию уважения признательности жителей Гродно к любимой писательнице. С шести часов утра к дому Ожешко стекались люди самых разных социальных слоев – студенты, мелкие чиновники, ремесленники, учителя, крестьяне из ближайших деревень – все те, о ком она писала и заботилась. «Живой мудростью и чутким сердцем целой эпохи» назвал ее выступивший на похоронах литературный критик Юзеф Котарбинский.
…В июне нынешнего года исполнилось 170 лет со дня рождения Элизы Ожешко. Часть ее жизни была связана с Дрогичинщиной. Именно здесь сформировались прогрессивные взгляды будущей писательницы. Поэтому хотелось бы, чтобы в нашем райцентре одна из улиц была названа ее именем. Конечно, можно было бы подумать и над предложением поставить в Дрогичине памятник этой знаменитой женщине, а также проводить ежегодные литературные чтения, посвященные ее творческому наследию. Я думаю, она этого заслужила. Кто же сомневается, то пусть возьмет в руки романы или рассказы Элизы Ожешко и прочитает их.
Светлана КИНЧАК,
историк-краевед.