Константин Николаевич Марушко, уроженец деревни Субботы, сыграл небольшую роль в легендарном фильме «Брестская крепость», снимался с Анастасией Заворотнюк и у известного режиссера Владимира Краснопольского. А также 7 лет вел авторскую программу на радио. Но основной его работой была подготовка артистов. Ученики Константина Николаевича выступают на концертных сценах и в хоре Турецкого, работают на телевидении и в драмтеатре, занимают руководящие должности в сфере культуры.
Крестьянская семья и тяжелый труд
Константин Николаевич сейчас пишет автобиографическую книгу «Жизнь моя, судьба моя». В ней он вспоминает весь свой жизненный путь: тяжелое детство во время и после войны, работа по найму в Оренбургской и Куйбышевской областях, первая гармонь… По предначертанию судьбы, из колхоза К.Н. Марушко очутился на подмостках.
Родился Константин Николаевич в деревне Субботы в 1944 году. Его семья пережила сожжение немцами родной деревни, бегство в партизанский лагерь в лесу, обездоленную жизнь без своего крова, страх расстрела и расправы.
– После освобождения пошла жизнь, школа… В 49-м году, я помню, хотя мне было 5 лет, как создавали колхоз в нашей деревне и записывали туда сельчан. Многих не сразу удалось убедить, – вспоминает мой собеседник. – Колхоз назывался имени Мичурина. В него входили деревни Субботы, Пацы и Цыбки. Мой отец Николай Александрович Марушко был заместителем председателя колхоза. Потом хозяйство присоединили к колхозу имени Калинина в Брашевичах. Сменилось руководство, и отца назначили лесником, затем полеводом. Помню, как он пел «Кто был никем, тот станет всем», «Каким ты был, таким остался».
После войны семья Марушко заново отстроила дом. Позже часть его была отведена под школьный класс.
– Сельский совет платил за аренду дома под класс и за его уборку. Отец с этими деньгами ходил пешком за 15 км в Антополь, стоял полночи в очереди и возвращался домой с буханкой хлеба и пачкой соли, – вспоминает Константин Николаевич. – В одной половине дома мы с сестрами Любой и Марией втроем на печке спали, а в другой половине – учились. Ходили босыми ногами, нечего было обуть. В школе вместо парт стояли лавки. Учитель Василий Павлович Конон одновременно вел урок в 3-х классах: у одного класса – урок чистописания, в это время другой класс решал самостоятельно задачи, а 3-й класс рассказывал стихи и читал вслух (урок литературы). В классах были ученики разных возрастов, переростки.
С детства, вспоминает К.Н. Марушко, он и его сестры приучены к тяжелому труду. Отец и мать были все время заняты на работе в колхозе, и справляться с домашним хозяйством им помогали дети. Обязанности по присмотру за живностью и огородом строго делили между собой Константин, Любовь и Мария. А когда появилась младшая сестра Раиса – нянчили еще и ее. Большое внимание в семье уделялось домашнему хозяйству, так как это был основной способ прокормиться.
– Помню, в один год дали по 500 г зерна за трудодень за полгода. Год оказался неурожайным, и когда по его итогам произвели перерасчет, то семья оказалась должна колхозу 2 пуда зерна, – рассказывает Константин Николаевич. – Зимой зарабатывали на обработке льна. Его сушили на печке, терли вручную, а затем трепали в сарае. Те приспособления для трепания льна до сих пор храню в домашнем музее на даче. Обработанный лен сдавали государству и имели небольшие деньги за такой тяжелый труд.
Из колхоза – на подмостки
После 7 классов сельской школы Константин Марушко пошел работать в колхоз. 3 года трудился звеньевым по выращиванию кукурузы и сахарной свеклы. А в 17 лет отправился в Россию на заработки.
– В 14 лет – винтовку на плечи, и отгонял от кукурузы ворон. Ну и тяжелые полевые работы в колхозе, дома – все делал, – делится К.Н. Марушко. – Потом в 61-м, было мне тогда 17 лет, поехал с мужиками на заработки. Попали в Оренбургскую область, затем работали в Куйбышевской. На заработанные на стройке деньги купил в Москве в ЦУМе аккордеон «Вельтмайстер», который храню как реликвию. В Бресте приоделся, и еще с 9-ю товарищами приехали в Субботы на такси, на двух «Волгах».
Спустя пару месяцев, после возвращения домой с заработков, Константин Николаевич прошел курс аккордеона в музыкальной школе и был направлен завклубом в Попину. К.Н. Марушко решил стать артистом.
– В субботу и воскресенье танцы, в понедельник уехал в Гродно поступать в культпросветучилище. До обеда все экзамены сдал, после обеда – зачислили, – рассказывает Константин Николаевич. – До этого в музыкальное училище в Бресте поступал: 5 двоек поставили. 6 месяцев курсы для колхозных аккордеонистов и 6 лет музыкальной школы – это ж разница, правда же. Ребят взяли, а меня мимо.
Константин Николаевич вел активную творческую жизнь не только в училище, но и дома, когда приезжал на каникулы. Во время жатвы он в составе агитбригады давал концерты для работников полей. С местной молодежью выступали перед сельчанами.
– Как приезжал я в Субботы, вся молодежь собиралась у нас на улице, под грушей – репетировали, клуба-то не было, и давали днем концерт, – рассказывает К.Н. Марушко. – Приезжаю, выхожу из автобуса. Молодежь: «А когда репетиция?» Я говорю: «Сейчас». Хватают мой аккордеон, чемодан, несут. «Мама, привет!» – кричу через калитку. Мама уже готова кормить, а у меня репетиция на лавочке под грушей.
За время учебы Константин Николаевич построил карьеру по линии компартии. На 2-м курсе он уже был секретарем комитета комсомола училища, а распределение проходил в гродненском обкоме комсомола. Однако К.Н. Марушко решил служить творчеству и искусству, и вернулся в родное училище преподавать. Там он проработал 40 лет, выпустил немало талантливых учеников, занимал должность заместителя директора. Так наш земляк обосновался в Гродно.
Впоследствии Константин Николаевич получил высшее педагогическое образование, окончил Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры в Москве и республиканский в Минске, а также получил 2 диплома по разным специальностям Университета марксизма-ленинизма.
Как покорялось радио
На протяжении 7 лет по пятницам в прайм-тайм на гродненском радио выходила авторская программа Марушко «Дзядзька Косця запрашае ў госці». Собственный проект на FM появился после того, как Константина Николаевича пригласили на одну из передач канала в качестве гостя.
– В 90-м году меня пригласили на радио как интересного гостя для беседы. В передаче я рассказывал о нашем коллективе колледжа искусств. По ходу программы возникла мысль открыть новую рубрику «Дзядзька Косця запрашае ў госці». Мы с директором радио ударили по рукам, и в очередную пятницу в 13.15 стала выходить моя передача, – вспоминает Константин Николаевич.
Программа выходила в прямом эфире на белорусском языке и носила познавательно-развлекательный характер. К.Н. Марушко отмечает, получал много звонков и писем от слушателей.
– Я говорил: «Добры дзень таму, хто ў маім даму. Як заўсёды па пятніцах дзядзька Косця запрашае вас у госці. Ой, даражэнькія, сяджу, гляджу ў акенца – які сёння цудоўны дзень. А якое свята адзначаюць каталікі, вы ведаеце? Не? А праваслаўныя? Таксама не ведаеце. Ой, даражэнькія, паслухайце дзядзьку Косцю. Ён зараз вам усё па парадку раскажа», – смеясь рассказывает Константин Николаевич и продолжает: – Вот такая веселая передача была. Заканчивалась она «развітальным анекдотам ад дзядзькі Косці»: «Ой, гляджу на гадзіннік – час развітвацца. Але я ведаю, што вы чакаеце развітальны анекдот ад дзядзькі Косці. Ну, дык вось паслухайце. Размаўляюць двое дачнікаў. Адзін кажа: «Мікола, як там у цябе, бульба ўрадзіла?» – «Ат, стаю і думаю: садзіў тры мяхі, накапаў чатыры. Адкуль адзін мех узяўся?» – «Мікола, а я садзіў дзесяць, накапаў дзевяць. Стаю і думаю, а куды адзін мех дзеўся?» Даражэнькія, а як у вас у гэтым годзе на вашай сядзібе бульба ўрадзіла? Пішыце дзяцьку Косцю. А пакуль, даражэнькія, да сустрэчы ў наступную пятніцу».
Авторская программа стала «фишкой» радиостанции и личным брендом К.Н. Марушко. К слову, работы нашего земляка выходили и в печати. Еще до радио он писал статьи для «Гродненской правды» и окончил Университет общественных корреспондентов печати, радио и телевидения при редакции.
«Я не смотрел фильмы со своим участием»
К.Н. Марушко состоит в картотеке «Беларусьфильма», сниматься начал уже в зрелом возрасте. Константин Николаевич сыграл эпизодические роли в трех фильмах. Все они снимались в Бресте, наш земляк специально приезжал из Гродно на личном автомобиле. Первой пробой в кино стала знаменитая кинолента «Брестская крепость».
– Читал газету, увидел новость о том, что снимается фильм «Брестская крепость», и телефон директора массовки. Позвонил, говорю: «Так и так – хочу в кино». «Приезжайте», – ответили. Так и засветился в «Брестской крепости», – делится Константин Николаевич. – В начале фильма, на 15-й минуте я появляюсь с мальчиком в армейском клубе, где крутят кино. Сажусь с ним в первом ряду, снимаю шапку – все это показывают крупным планом. Мне говорят, что я похож на Хрущева. В отзыве на фильм даже кто-то написал: «копия – Хрущев».
В течение фильма К.Н. Марушко появлялся и в других сценах, но его там сложно узнать из-за грима и спецэффектов. В этой и двух других кинокартинах Константин Николаевич играл местных жителей.
Следующий фильм, в котором принял участие наш земляк, – «Охота на гауляйтера». В сериале художественно обыгрывается историческое событие – убийство в 1943 году в Минске руководителя оккупационной администрации в Беларуси Вильгельма Кубе. Съемки проходили в нескольких белорусских городах, в Бресте они длились 3 дня.
– В главной роли снималась Анастасия Заворотнюк, Кубе играл немец. Он приезжал из Германии с женой. Мы снимались на станции Дубица в Брестском районе, – рассказывает Константин Николаевич. – Эпизод, в котором появляюсь я, разворачивается на железной дороге. Начало войны, немцы наступают, бомбят вагон, мы разбегаемся. Последний из вагонов, который взрывали, был картонный, однако хлопки были настолько сильные, что артист, снимавшийся со мной, 3 дня не мог прийти в себя – так его оглушило.
Пассажира поезда К.Н. Марушко играл и в одном из эпизодов фильма «Экспроприатор». Сериал режиссировал легендарный Владимир Краснопольский, известный зрителям по фильмам «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». В Бресте эпизоды фильма снимали также на протяжении нескольких дней.
– Есть актеры, которые обязательно смотрят все фильмы, в которых играют, другие – наоборот. Я не смотрел кино со своим участием, – делится Константин Николаевич. – Поэтому даже не знаю, как часто появляюсь в фильме и сколько экранного времени занимают сцены со мной. Сценаристы отсматривают снятый материал и какие-то эпизоды сокращают, какие-то – вырезают из первоначального варианта.
Бывает, рассказывает К.Н. Марушко, во время беседы с человеком выясняется, что снимались в одном фильме, только участвовали в съемках в разных городах. После приглашали Константина Николаевича в другой кинопроект, но по разным обстоятельствам он отказался.
В кино наш земляк человек не случайный. В Гродненском колледже искусств преподавал дисциплину «сценическое движение». К.Н. Марушко знает, как естественно, например, изобразить борьбу на рапирах или сделать реверанс.
От ГДК – до большой сцены
В свое время Константин Николаевич окончил в училище хореографическое отделение. Преподавал ему тонкости этого искусства испанец Гомес де Франсуа Херардо Виано Владимир Васильевич, который во время испанской революции попал ребенком в СССР. Благодаря своему учителю К.Н. Марушко познакомился с прославленным артистом Махмудом Эсамбаевым. Нашему земляку повезло с ним встретиться трижды. Работал с теперь уже профессором, деканом театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимиром Мищанчуком из Дрогичина.
Есть среди выпускников Константина Николаевича тоже известные сегодня люди: Саша Немо, Тео (Юрий Ващук), Валерий Скорожонок (экс-солист ВИА «Песняры»).
– Мои выпускники – по всей стране. Выступают в госоркестрах, ансамблях, в хоре Турецкого. Работают в Бресте на телевидении и в драмтеатре, – перечисляет К.Н. Марушко. – Мои ученики занимали ответственные должности в сфере культуры Дрогичинского района: Леонид Степанович Куровский, Михаил Михайлович Мацкевич… Всех не перечесть.
Семейные реликвии и их место в жизни
Константин Николаевич исключительно бережно относится ко всему, что связано с его семьей и семейной историей. Он сохранил старинные прялку, ступу, мотовило, трепалки для льна, крюк для сена и многое другое из вещей, чем кормилась раньше семья. Музей семейных реликвий, как это называет К.Н. Марушко, нашел место на даче в Гродно.
– Я стараюсь ежегодно быть в доме в Субботах, посетить могилы родителей. И когда въезжаю в деревню на машине, то рукой махну «привет, хата» и еду на кладбище. Я могу там провести полдня, ходить и вспоминать: многих друзей и знакомых, с кем когда-то работал в колхозе и общался, уже нет в живых, – делится наш земляк.
Связывает Константина Николаевича с малой родиной не только родительский дом, но и родные люди: старшая сестра Любовь, ей 79 лет, живет в Субботах, средняя Мария, 75 лет, – в Тыневичах. Младшей Раисе 67, она обосновалась в Кобрине.
Оксана КУЦЕНКО
Фото из личного архива Константина Марушко