В эти дни польские средства массовой информации предлагают много материалов, посвященных 90-летию Советско-Польской войны, которая в истории Польши значится как Война оборонча 1920 года. Именно тогда под лозунгами мировой революции и освобождения народов Европы от угнетения Советская Россия начала свой знаменитый поход на Запад. 11 июля 1920 года был освобожден Минск, но в августе под Варшавой Красная Армия потерпела поражение. Над головами красноармейцев развивались красные знамена, бойцы пели специально написанную для этого похода песню:
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки!
Мне хорошо запомнился рассказ одного из участников той войны, моего земляка из д.Брашевичи Ясена Олешко. Он воевал в польских легионах Ю.Пилсудского. Сидя на скамейке у своего дома, Ясен любил тихонько напевать польскую песенку, в которой были такие слова:
Мы сендзiмы на коникув,
Выпендзимы большовикув…
А на вопрос, почему воевал против красных, сельчанин отвечал, что воевал он и за красных. В Гражданскую войну Олешко был лихим кавалеристом 219-го Интернационального полка 85-й Чапаевской дивизии. В августе 1920 года под Демблином полк был разбит и часть солдат оказалась в плену. Ясен также попал в плен. Практически сразу белорусам и украинцам предложили принять присягу на верность Пилсудскому и воевать против большевиков. Ясен Олешко понимал, что, отказавшись от этого предложения, он погибнет в лагере. А так появлялся хоть какой-то шанс выжить и вернуться в родные Брашевичи.
Наш музей собирает материалы о тех далеких событиях. Так, удалось установить, что на кладбище г.п.Антополь есть заброшенная могила солдат 16-й армии, погибших в августе 1920 года. По рассказам очевидцев, севернее Дрогичина находится большое захоронение времен Гражданской войны, заросшее лесом. Местные жители называют его «Масками». В 20-30-е годы прошлого столетия неподалеку города располагалось и большое кладбище солдат легионов Пилсудского. Ровными рядами стояли плиты с фамилиями погибших, а в центре возвышался большой бетонный крест.
Как же развивались события в те далекие дни на нашей земле?
Закончилась Первая мировая война. В 1918 году немцы оставили Россию. Практически установилось безвластие. С целью предотвращения грабежей и насилия в Дрогичине был создан отряд самообороны. Тогда же был избран временный революционный комитет во главе с А.Ю.Каленковичем. Данный орган власти в основном состоял из евреев. Комитет определил количество бойцов отряда самообороны и место его размещения. Под штаб отдали каменный дом Арона Ясселя. Отступая, немцы оставили в городе много оружия, а для обеспечения текущих расходов на всех евреев был введен налог. Правда, власть в Дрогичине менялась очень часто: за два года в городе, чередуясь, трижды побывали поляки и дважды – большевики.
Вновь боевые действия на Полесье начались в марте 1919 года. Поляки заняли Кобрин, Дрогичин и Пинск. Но оккупация продолжалась недолго. 11 июля 1920 года был освобожден Минск. С боями Красная Армия продвигалась на Запад. Перегруппировав войска и подтянув свежие дивизии, Революционный Военный Совет Западного фронта принял решение о походе на Вислу. В конце июля Мозырская группа войск в составе 10-й армии, которой командовал Николай Сологуб, заняла Пинск, Дрогичин, Кобрин. Путь на Варшаву был открыт. Но спустя месяц началось наступление поляков.
Музей располагает воспоминаниями Нехума Эпштейна, которые были напечатаны в вышедшей в 1958 году в Чикаго книге «Память» евреев Дрогичина. «Это случилось рано утром, — пишет Нехум Эпштейн. – Внезапно в Дрогичин ворвались польские солдаты. Офицер собрал руководство еврейской общины и потребовал выдачи тех, кто поддерживал большевистскую власть. Но все молчали. Тогда он приказал всех поставить к стене и расстрелять. Но по неизвестной причине польские солдаты отказались расстреливать мирных людей. Офицер уступил и отпустил всех по домам.
К обеду за городом начали слышаться раскаты орудий и пулеметная стрельба. Полки оставили город. К вечеру Дрогичин оказался в руках подразделения Красной Армии. Комиссар приказал привести тех, кто служил полякам, но им удалось бежать…»
Местечко переходило из рук в руки несколько раз. На протяжении 4-х суток и днем, и ночью велась артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Местные жители прятались в специально выкопанных убежищах без воды и еды. Большая часть деревянных домов тогда сгорела. Имущество евреев было разграблено или уничтожено пожаром. Красноармейцы пытались мобилизовать на оборону города местное население, но никто из жителей не согласился.
После того, как в октябре 1920 года большевики заключили Рижский мирный договор, боевые действия были остановлены.
Страшная трагедия, по свидетельству очевидцев, разыгралась в октябре 1920 года в д.Закозель. На железнодорожной станции «Дрогичин», в д.Нагорье, стоял эшелон с польскими солдатами знаменитого атамана Булак-Балаховича. Однажды пьяные, озверелые бандиты в поисках наживы нагрянули в Закозель. Они врывались в еврейские дома и убивали всех, кто попадал под руку. Захваченное имущество они грузили на подводы.
В тот день было убито 17 евреев, в том числе и дети. Нелюди распарывали своим жертвам животы и разбивали головы. Только через четыре дня польские оккупационные власти, находившиеся в Кобрине, разрешили похоронить убитых евреев. На траурную церемонию вышел весь Дрогичин. Виновники трагедии так и не были установлены. Все списали на войну. Оставшихся в живых закозельских евреев перевезли в Дрогичин.
Тысячи наших земляков сложили головы во время Гражданской войны. Очень жаль, что мы так мало знаем о событиях того времени.
Сергей ГРАНИК,
директор военно-исторического музея им. Удовикова, гвардии подполковник запаса.