Девушка, которая ассоциируется с голосом Полесья, который восхищает каждой нотой, – мне повезло быть знакомой с ней лично и неоднократно присутствовать на концертах с ее участием. Пение Эльвиры Стельмашук становится неповторимым украшением любой сцены, большой и маленькой. И в родном Дрогичине выступления нашей талантливой землячки всегда проходят на «бис». Так было и во время недавнего концерта в городском Доме культуры, посвященном Дню Независимости.
Получив специальное образование в Минске, Эльвира работает учителем музыкальной школы в пригороде столицы. А еще она является вокалисткой фолк-метал группы, которая тоже имеет дрогичинские корни. Во время своего короткого пребывания в родных местах девушка рассказала о том, как проявился ее талант, что способствовало его развитию и что для нее значит малая родина.
– Эльвира, сейчас твой голос знают многие не только в нашем городе, но и за его пределами. Но стоит вернуться к истокам – расскажи, как ты начала петь?
– Мне кажется, все началось с момента моего рождения. Мама рассказывала, что в младенчестве я долгое время очень сильно кричала. Меня возили по докторам, пока один из них не сказал, что, скорее всего, я разрабатываю связки, чтобы в будущем стать певицей. Так, в принципе, все и оказалось. А вот первым выходом на сцену можно считать мое выступление в клубе маминой родной деревни Алексеевичи, когда я, в двухлетнем возрасте, пела, а моя мама – Елена Николаевна, мне аккомпанировала. Это и было началом моей концертной самодеятельности…
Все мое детство и юность у меня ассоциируется со сценой. Помимо разнообразных школьных мероприятий, мне неоднократно выпадало петь и в городском Доме культуры, где работала моя мама (Елена Николаевна Стельмашук – художественный руководитель известного в районе и за его пределами ансамбля «Заряночка» – авт.). Она постоянно привлекала меня к участию в концертах и песенных конкурсах.
– И какие тебе больше всего запомнились?
– Каждый из них был хорошим опытом, который заставлял двигаться к совершенствованию своих способностей. Помнится отбор для участия в конкурсе «Чарнобыльскі шлях». Суть его заключалась в том, что члены жюри ездили по всей республике и искали талантливую молодежь. Конечно же, посетили и Дрогичин, устроив в нем прослушивание. В составе членов жюри были солисты легендарного ансамбля «Песняры». Мне тогда было одиннадцать лет, пела я «Беловежскую пущу» и настолько сильно волновалась, что во время выступления забыла один куплет. Естественно, очень расстроилась, но, как оказалось, – напрасно. Сразу после того как я оказалась за кулисами, ко мне подошел один из солистов ансамбля – Леонид Барткевич, похвалил и пригласил выступить в Минске. Словами не передать, как я была рада.
Запомнился и один из конкурсов в Бресте. На момент его проведения я заболела, но выступила на удивление удачно – заняла первое место. Потом, где-то через неделю, мне необходимо было ехать на международный конкурс «Зямля пад белыми крылами» в г. Мозырь. Простуду я долечить не успела и ко дню выхода на сцену говорить не могла – только хрипела. До сих пор не могу объяснить, как мне тогда удалось настроить свой голос, чтобы исполнить сложную композицию и получить Гран-при.
– Ты волнуешься, выходя на сцену?
– Выступая в разных городах Беларуси и за ее пределами, я особо никогда не волновалась. Такое чувство у меня появляется лишь тогда, когда я выхожу на свою родную дрогичинскую сцену. Возможно, потому, что я здесь многих знаю и меня знают, и выступать перед своими людьми – очень большая ответственность.
– В школьном возрасте, да и сейчас, ты отдаешь предпочтение народным и фольклорным песням. Почему?
– Мне нравится петь и современные композиции, но так и есть – ближе всего мне народные. Даже не скажу, почему. Возможно, из-за того, что в детстве постоянно контактировала с участниками различных народных ансамблей и выступала с ними. Поэтому и втянулась в народно-эстрадный стиль.
Участвовала и в фольклорных фестивалях и конкурсах «Берагіня» и «Палескі карагод», где также занимала первые места. Тогда и поняла, что надо развиваться и в этом направлении.
– На одном из сайтов твой голос очень красиво охарактеризовали: «когда эта девушка начинает петь, полесские травы пригибаются на полях да ветра застывают, заслушиваясь». Скажи, это дар от природы или плод твоих постоянных репетиционных усилий?
– Мне кажется, что все в совокупности. Определенный отпечаток наложило то, что я – из музыкальной семьи. Возможно, часть таланта передалась генетически или развилась из-за постоянного нахождения в творческой атмосфере, но без работы, без усилий и занятий профессионального мастерства не достигнуть. Мне повезло, что сразу удалось найти дело жизни, которое получается и приносит мне чистое удовольствие.
– Как складывалась твоя судьба после окончания школы? Какое образование получила и где сейчас работаешь?
– После девяти классов я поступила в государственное музыкальное училище им. Глинки в Минске на отделение «Народный хор. Дирижирование». Курс был набран очень сильный, и я прекрасно помню момент, когда пришла на урок постановки голоса и мне сказали распеваться. До этого момента я никогда ничего подобного не делала – пела да и пела. Но все же попыталась сделать все, как попросили, после чего преподаватель дала мне несколько песен и сказала, что увидимся мы с ней на экзамене в конце года. В тот момент я «выпала в осадок» и попросила пояснить, на что она ответила: «Тут мне не над чем работать, а портить я не хочу».
После окончания колледжа поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусства на кафедру этнологии и фольклора. Интересный случай произошел на экзамене: при подаче документов надо было сыграть на народном инструменте, поэтому год осваивала баян, а когда пришло время показать знания, оказалось, что у них в наличии только аккордеон – к счастью, сумела исполнить мелодию и на нем.
После окончания университета распределилась работать в музыкальную школу в Пуховичском районе, недалеко от Минска – в поселке Дружный.
– Сложно ли было найти подход к детям и как справляешься с ними?
– Я преподаю сольфеджио, музыкальную литературу и игру на фортепиано. Прекрасно помню первые уроки, когда не знала, с чего начать. Но стала вспоминать, какой подход использовала моя учительница в Дрогичинской школе искусств (к сожалению, ныне покойная) Наталья Григорьевна Боярчук, и так, по чуть-чуть, начала неосознанно ее копировать – говорила ее фразами, использовала те же методы и даже домашнее задание записывала в той же манере. Сейчас уже привыкла и стала искать свои подходы, и за время поиска себя в преподавании, могу сказать, что втянулась и полюбила это дело. Тем более что группы в сельских школах небольшие и профессия учителя там не девальвировалась, то есть деревенские дети тебя ценят, уважают и слушают.
– Помимо постоянной работы, ты также поешь в фолк-метал группе «OMUT», которая имеет дрогичинские корни. Расскажи, как ты оказалась в ее составе?
– История, на самом деле, очень длинная. Все начиналось с того, что много лет назад в Дрогичине создалась группа «Омут». На тот момент ростом я еле-еле могла сравняться с партой, но была наслышана о ней благодаря Саше Максимовичу, который был ее участником. Потом эта группа распалась, и был создан другой метал-коллектив «Heart work», основателями которого стали Кирилл Гутовец, работавший в то время звукооператором в городском Доме культуры,и мой двоюродный брат – Сергей Бич. В основном они играли каверы на популярные группы типа «Nightwish» и «Gods Tower». И прекрасно помню, как это было интересно и необычно для меня, что самой захотелось попробовать спеть с ними. Первую песню, которую мне сказали исполнить, была композиция Nightwish «Walking in the Air», что было совсем не характерно и не привычно для меня, четырнадцатилетней девочки, ведь в ней – оперное пение. Но мне сказали: «Давай, ты сможешь», и у меня действительно получилось. Поэтому закалкой своего голоса, в какой-то мере, я благодарна группе, ведь приходилось исполнять сложные песни в условиях, когда вокруг – шум различных инструментов, а спеть надо так, чтобы тебя было слышно.
Вообще, с этим коллективом связано много приятных воспоминаний. Например, в нем мы сделали интересный метал-кавер на попсовый в то время хит Максим «Отпускаю». И даже выступления у нас были. Одно из самых запомнившихся – на День молодежи в Дрогичине, когда в наш райцентр приехали группы из разных городов и был устроен большой метал-фэст. Было и такое в истории Дрогичина…
Потом и эта группа распалась. И почти сразу же Кирилл Гутовец возобновил «OMUT». Уже тогда в его состав вошли Саша Максимович, Юра Козлов и я, но моя задача была уже не петь, а играть на клавишах. Таким составом у нас прошло несколько репетиций и буквально через несколько месяцев все уехали в Минск с надеждой продолжить деятельность коллектива там. Я осталась в Дрогичине и как раз планировала поступать, но изначально была нацелена на колледж в Бресте. Однако мне постоянно звонили участники группы, интересовались, как у меня дела и уговаривали приезжать к ним. И я, несмотря на страхи, решилась поступать в Минск. Так я попала в училище Глинки и в свободное время стала петь в составе группы «OMUT». Буквально через пару месяцев после моего переезда и наших репетиций Лявон Казаков (сейчас – ведущий радио «Столица» и басист группы «Рокаш») пригласил выступить нас на свой концерт «Hard’n’Folk Fest vol. 1». Прекрасно помню, как мы были воодушевлены и ходили на репетиции так часто, будто нам предстояло выступать во Дворце Республики, хотя на деле нас ждал маленький клуб. Но мы были рады, что выступим перед минской публикой. На том концерте у меня, кстати, перестал работать микрофон, и помню, как толпа кричала: «Зачем тебе микрофон, тебя и так слышно». Это было в 2010-м году, и после этого выступления нас заметили и стали приглашать в другие места – не только в Беларуси, но и за ее пределами.
Сейчас в коллективе «OMUT» – пятеро дрогичинцев – вокалисты Саша Максимович и я, гитаристы Кирилл Гутовец, Вадим Шендер и баянист Юра Козлов, а также двое «не местных», но близких нам людей – гитаристка Лора Лозовская и барабанщик Слава Голик, и у нас уже есть свой альбом «Дзесяць шляхоў праз дрыгву».
– Случались ли непредвиденные курьезные случаи на сцене?
– Помню, как однажды на концерте в Речице под барабанную установку не постелили ковер и во время выступления, из-за дрожи и вибрации, она стала разъезжаться в разные стороны. Поэтому, помимо пения, приходилось стоять и поддерживать ее. Если рассказывать еще об одном случае, то им определенно должна стать история о том, как на одном из концертов я сделала пару шагов назад, забыв, что там находится лесенка. Так я и «уселась» на нее. Но все закончилось благополучно, и я успешно завершила свое выступление.
– В каких еще интересных проектах тебе удалось поучаствовать?
– Горжусь тем, что участвовала в мюзикле-путешествии «7 таямніц Беларусі», который неоднократно показывали во Дворце профсоюзов в Минске. В нем я сыграла одну из главных ролей в инсценировке про Купалье. Мюзикл ставили лучшие режиссеры нашей страны, и это бесценный опыт профессионального и слаженного выступления.
– Есть ли планы на будущее?
– Я стараюсь не строить планов. Сейчас в моей жизни меня все устраивает, и я бы хотела, чтобы она продолжала биться в том же ключе.
– Насколько я знаю, ты периодически принимаешь участие в мероприятиях, которые проходят в Дрогичинском ГДК. Вот и недавно ты с успехом выступила на концерте, посвященном Дню Независимости республики. А что для тебя значит твоя малая родина?
– Думая о малой родине, мне сразу хочется сказать: опыт. Это огромный багаж знаний, которые я получила, находясь в Дрогичине, и за это я ему благодарна. И вообще, всегда рада выступать на родной сцене моего маленького, любимого и бесценного города в самом сердце полесской глубинки!
Беседовала Марина ШАФРАН