В 2009 году, когда шел ремонт нашего военно-исторического музея им. Удовикова, я занимался созданием новой экспозиции. Хотелось наполнить музей интересными и редкими артефактами. В поисках экспонатов я обратился к дочери известного в районе педагога, участника Великой Отечественной войны Петра Чечко Татьяне Титовой, которая в то время жила в Дрогичине.
После разговора Татьяна Петровна согласилась подарить музею некоторые вещи Петра Всеволодовича. Рассматривая артефакты, я обнаружил довольно редкую раритетную вещь – компас.
Как оказалось, это Armbandnkompas AK-39 (модель FI 23235-1), который входил в комплект снаряжения летчиков люфтваффе вермахта. Производили немцы данное военное снаряжение на заводе «Kodlec» концерна «Шкода» в г. Прага. Корпус компаса изготовлен из черной пластмассы с плавающей в спирте шкалой, на которую нанесены крупные светящиеся цифры и знаки. Носили прибор пристегнутым кожаным ремешком поверх летной одежды, либо прикрепляли к панели приборов самолета.
Интересным, на мой взгляд, является и то, что компас двухсторонний. С его обратной стороны находятся две движущиеся белые шкалы, поделенные на части с визирем. Эта часть компаса позволяла двигаться по заранее заданному углу к продольной оси самолета. Таких «двойных» приборов было изготовлено очень мало. Партия из нескольких сотен штук АК-39 являлась экспериментальной.
По словам Татьяны Титовой, ее отец постоянно брал с собой компас, когда ходил с мамой в лес за ягодами и грибами. На вопрос, где отец взял эту вещь, он рассказал, что это трофей, который достался ему во время освобождения Беларуси летом 1944 г. В одном из боев его бойцы подбили немецкий самолет и взяли в плен спустившегося на парашюте летчика. Когда разоружали пленного офицера, то забрали вместе с пистолетом и компас.
Петр Чечко в послевоенное время работал инструктором Дрогичинского РК КПБ, а с 1955 г. учителем истории и начальной военной подготовки в СШ №1 г.Дрогичина. Вел большую военно-патриотическую работу со школьной молодежью и часто рассказывал детям о своих трудных военных дорогах.
Сергей ГРАНИК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА