В момент нашего прибытия в аг. Вулька, куда мы отправились на старте нашего знакомства с Вульковским сельским Советом, силами ДРСУ-177 производились работы по укладке нового асфальтобетонного покрытия в начале автодороги Вулька – Беленок. Как оказалось, ремонта «армянки», как ее здесь называют (в 80-е годы дорожное покрытие здесь укладывали работники местного асфальтового завода, созданного по инициативе Армянской ССР), жители агрогородка ждали давно. По этой дороге многие сельчане ездят на работу и, в общем, довольно часто ею пользуются. Конечно, то, что на пути сообщения Вулька – Беленок укладывается новый асфальт, – это, бесспорно, положительный момент. Но в данной местности есть и другие дороги, требующие ремонта, другие проблемные вопросы, ждущие своего решения.
Когда будет газ и чистая вода?
В Вульке имеются два магазина: государственный (системы райпо) и коммерческий – небольшой и компактный, и сельчане не менее охотно покупают в нем продукты. Также в населенном пункте действует фельдшерско-акушерский пункт (где о здоровье местных жителей заботится заведующая ФАПом Лариса Викторовна Млынец), СДК, почтовое отделение. В Вульке проживает 412 человек, из которых на трудоспособный возраст приходится 244 местных жителя. В целом, село еще можно считать крепким середняком в плане населенности, наличия в нем молодежи. Видимо, «погоду» определяет то, что деревня расположена недалеко от райцентра.
Часть трудоспособного населения этой местности ездит на работу в Дрогичин, часть – занята в ОАО «Алексеевичи-Агро», на МТФ «Симоновичи» или на других участках сельхозпредприятия. Есть здесь и те, кто промышляет фермерством, выращивая клубнику и малину, что в нынешних реалиях нашего района не редкость.
– Вулька – Беленок – не единственная из дорог, которые нуждаются в ремонте. Это также участок улицы Суворовской, прилегающий к машинно-тракторному парку ОАО «Алексеевичи-Агро», где образовалось множество ям, – узнали мы со слов депутата сельского Совета Елены Александровны Буйнич.
Как пояснил начальник ДРСУ-177 Михаил Васильевич Жук, в текущем месяце ремонтные работы должны быть начаты на дороге Симоновичи – Беленок, а также на июнь намечен ямочный ремонт на участке улицы Суворовской, рядом с машинно-тракторным парком.
Также в беседе с местными жителями был поднят вопрос о газификации населенного пункта. Сельчане ждут с нетерпением, когда же в их деревню придет газ. По этому поводу мы связались с отделом архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства райисполкома. На данный момент существуют проблемы с бюджетным финансированием согласно Указу Президента Республики Беларусь №368 (от 2.06.2006), по которому 70% затрат на газификацию населенных пунктов финансируется государством. Жители населенных пунктов, стоящих на очереди на газификацию, желая приблизить строительство газовых объектов на своей территории, пока могут рассчитывать только на собственные средства. Что касается Вульки, то ее газификация находится в отдаленной перспективе.
Кроме того, актуальным остается вопрос качества воды. Жители отдельных улиц подключены к местному водопроводу, но воду в кранах лишь с натяжкой можно назвать питьевой, годится она только для хозяйственных нужд. Строительство станции обезжелезивания здесь ожидают уже не первый год. Обратившись в коммунальную службу района, мы узнали, что в рамках программы «Комфортное жилье и благоприятная среда», рассчитанной на 2016-2020 годы, в Вульке запланировано строительство станции обезжелезивания воды, но прежде такая станция будет построена в аг. Новая Попина, где у местных жителей имеется подобная проблема.
Мы продолжили общение с жителями Вульки. Пенсионеры в основном всем довольны, говорят, было бы здоровье, а все необходимое для полноценной жизни здесь присутствует. Кто-то в беседе снова поднял вопрос о дорогах и о газификации. Один мужчина указал на нескошенный участок, расположенный на центральной улице напротив магазина.
Мы же, пообщавшись с местным населением, двинулись дальше.
Без школы, без магазина
В деревне Симоновичи, куда мы затем направились, проживает 155 человек. Львиную долю населения здесь составляют пенсионеры. С некоторыми из них нам и довелось пообщаться.
Деревенскую школу, которую посещали дети не только из Симоновичей, но и Вульки и окрестных деревень, закрыли более 3-х лет назад. Ее здание выкупил местный индивидуальный предприниматель, который теперь использует постройку в своих целях. Учащиеся ездят на занятия в Ровинскую СШ на автобусе. Педагоги не остались без работы, но им приходится добираться в другие школы: кому – в Антополь, кому – в Ровины, Детковичи, Осовцы.
Прошлой осенью в населенном пункте перестал функционировать сельмаг – теперь продукты в Симоновичи доставляет автолавка, регулярно, три раза в неделю. Причиной закрытия магазина стало отсутствие продавца. Желающих прийти на это место не нашлось. Подобная ситуация могла сложиться и в деревне Лосинцы, где тоже остро стоял кадровый вопрос. Но там нужного человека на это место нашли.
Недавно Дрогичинским районом электросетей была проведена большая работа в Симоновичах по замене старых опор линий электропередачи на новые, перераспределению нагрузки и др. Местные жители очень благодарны энергетикам за помощь. Одна из проживающих здесь пенсионерок указала на улицы Мирную и Пушкина. Там нет фонарей ночного освещения. Эти улицы с наступлением сумерек практически являются «темной зоной» населенного пункта. Там живут преимущественно пожилые люди, и они испытывают в связи с этим определенные неудобства. Однако в Дрогичинский район электросетей подобных жалоб, как мы узнали, не поступало. В любом случае, данный вопрос станет актуальным только ближе к осенне-зимнему периоду. Сейчас все фонари ночного освещения во всех сельских населенных пунктах отключены.
Вслед за Симоновичами мы посетили маленькую деревушку Осовляны, которая, по сути, состоит из одной улицы – Дальней. На ней проживает 10 человек, из них только 1 – трудоспособного возраста.
Сильно бросается в глаза нескошенная территория вдоль дороги, кусты. На подъезде в деревню есть и подворья, которые, по-видимому, уже давно не обкашивались. Один из участков, попавшихся нам на пути, просто «благоухал» разросшейся на нем дикой растительностью.
Примером того, как нужно украшать, делать приглядным, особенным свой, хоть и маленький, населенный пункт, является житель Осовлян Петр Петрович Марчук. Он не только содержит в порядке свой двор, но и присматривает за расположенной по другую сторону дороги соседской территорией, украсил часть улицы яркими декорациями, клумбами с цветами, флагами, старинными предметами быта, изделиями умелых рук. Все, кто проезжает мимо, останавливаются, чтобы получше рассмотреть, познакомиться с удивительной «экспозицией» Петра Марчука.
Проблема пустующих участков решается
Как водится, на завершающем этапе наших знакомств с проблемными точками сельских населенных пунктов, мы беседуем с представителями местной власти. На наши вопросы ответил председатель Вульковского сельского Совета В.Н. Шульжик.
В первую очередь у Василия Николаевича мы спросили о дорогах.
– Каждый год, на постоянной основе в деревнях производится грейдирование дорог, подсыпка, ремонт гравийных покрытий. Мы не так давно сделали подсыпку на дороге в Осовлянах, а до этого – на улицах в Беленке и Лосинцах. В Симоновичах на улицах Мирной и Пушкина, где ранее было грунтовое покрытие, появилась «гравийка». Также проведены работы по асфальтированию участка на автодороге Вулька – Беленок. Конечно, есть еще зоны, которым необходимо уделить внимание. Например, участок улицы Суворовской в Вульке. Мое мнение – лучше в первую очередь сосредоточить все силы, вложить средства и хотя бы за 2-3 года сделать, как полагается, целую дорогу, чем «латать» отдельные участки разных улиц, – считает В.Н. Шульжик. – В моих планах и в планах ДРСУ-177 «разобраться» с самой проблемной из наших дорог – автодорогой Вулька – Беленок. Сейчас ведутся работы по асфальтированию ее части (530 метров от Вульки в сторону Беленка), в ближайшем будущем, возможно, продвинемся и дальше.
Также в беседе с председателем сельисполкома мы затронули тему благоустройства населенных пунктов. Конечно, имеются участки, в которые нужно вложить силы, но и в этом направлении работы сельисполкома продвижение есть. Поддерживается постоянный порядок на кладбищах сельского Совета, решена проблема удаления аварийных деревьев.
А что же пустующие дома в населенных пунктах сельсовета? Кто там должен наводить порядок и как вообще с этим обстоят дела?
– Мы значительно продвинулись в плане реализации Декрета Президента № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». Желающих приобрести земельный участок и ухаживать за ним, использовать землю для ведения домашнего хозяйства, огородничества сегодня достаточно. В сельском Совете за последнее время из 158 пустующих домов – более 60 «обзавелись» новыми хозяевами. В ближайшем будущем соответствующая работа будет продолжаться, – сообщает наш собеседник. – Другое дело – подворья, у которых имеются владельцы, проживающие в разных городах. Здесь, если подворье запущено, связываемся с хозяевами и часто натыкаемся на безответственное к этому отношение с их стороны. Что сказать, разные люди бывают. Вот, например, подворье по улице Советской, 32 в Вульке, так сказать, наше «лобное» место. Раньше хозяин периодически наведывался на свой участок, но теперь «пропал». По имеющейся у нас информации его постоянным местом жительства был Каменецкий район. Но в последний раз, когда мы пытались связаться с ним, нам пришел ответ, что по данному адресу он не проживает. Еще участок с сараем (без дома) в Осовлянах – похожая история. И хотя связь с владельцем установлена, он на протяжении долгого времени усадьбу на себя не оформляет и наводить порядок на ней также не спешит, – ответил Василий Николаевич.
То, что пустующие, заброшенные участки обретают новых хозяев, по словам Василия Николаевича, заметный плюс. В последние годы, как мы все знаем, жители Дрогичинщины активно возвращаются в сельскую местность, приобретают участки для ведения фермерских хозяйств, выращивают клубнику и малину. Селу, в котором с каждым годом сокращается численность населения, нужна перезагрузка, и заметные шаги в этом направлении, на примере нашего края, уже сделаны.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА