Каждый автолюбитель понимает, что безопасность пассажиров стоит на первом месте. А если пассажирами являются маленькие дети, так это еще большая ответственность. И, учитывая статистику исследований, мы видим, что детское автокресло может сохранить жизнь ребенку при ДТП.
Обычный ремень безопасности спасает человека в 45% случаях. Но это показатели для взрослого человека. Ребенок же, пристегнутый обычным штатным ремнем, доводит эти цифры к нулю. Даже когда малыш очень маленький и его держит на руках мама, он никак не застрахован от опасности. Даже на скорости 20 километров в час при резком торможении ребенка никто не сможет удержать в руках, так что про аварийные ситуации на обычной скорости 60 км/час и говорить не стоит, это всегда несчастный случай. Но когда установлено автокресло для малыша, процент сохранения здоровья из нуля доходит до 54% для детей старше трех лет и целых 71% для грудничков. И это не сказки, а реальность. Поэтому оцените разницу между нулевыми шансами и 71 процентом и задумайтесь, стоит или нет покупать автокресло для своего ребенка?
В мире существует пять основных групп детских автокресел и три второстепенные. Первые пять предназначены на пять возрастных моментов жизни ребенка от рождения до 12 лет. То есть заботливым родителям надо купить пять (точнее – четыре, о чем узнаем позже) разных автомобильных кресел по мере роста ребенка. Но для многих это большие траты, так как автокресло – не дешевая покупка. Именно поэтому были внедрены еще дополнительные типы – второстепенные, которые и позволяют экономить. Конечно, безопасность превыше всего, но если денег в семейном бюджете ноль, можно таким способом снизить затраты.
В 1982 году в мире появился Европейский стандарт ECE R 44. Это был первый евростандарт ECE R 44/01 для сертификации детских автокресел. Кресла, которые прошли сертификацию ECE R 44, считались самыми надежными, ведь такая метка означала, что данная модель автокресла прошла краш-тесты и соответствует установленным нормам. Поэтому в 1993 году в Европе допускалась продажа только автокресел стандарта ECE R 44 и на автомобили должны были устанавливаться только они. Понятно, что нормы ужесточались и совершенствовались, поэтому с 2009 года покупать стоит уже автокресла, прошедшие сертификацию с четвертой редакцией, то есть с пометкой ECE R 44/04.
Детские автокресла делают зачастую или из пластмассы, или из алюминия. Самый популярный первый тип материала, но по прочности лучше выбирать все же алюминий. Но это не значит, что пластик вообще надо отбрасывать. Множество моделей с клеймом ECE R 44/04 имеют именно пластиковую структуру, и наряду с этим такие автокресла действительно прочные, ведь пластик пластику рознь. Все желающие купить идеальное автокресло должны брать алюминиевый каркас, только цены на такие экземпляры будут очень высоки.
Следующий этап выбора – прощупывание спинки. Чтобы повысить процент безопасности к максимуму, она должна быть обязательно анатомической. Узнать, является ли спинка такой, очень просто. Прощупываем ее пальцами, и в случае анатомического варианта каждый сразу поймет, что это оно самое. Такая спинка совсем не плоская, она с множеством выпуклостей и изгибов, которые полностью повторяют позвоночник. Кроме того, выбрать детское автокресло желательно также с регулятором наклона, только с ним ребенка можно перевозить очень долго. Ведь при длительном переезде, особенно с очень малыми детьми, надо часто укладывать их спать. А только регулятор наклона позволит делать из кресла кровать или настраивать полулежащий режим. И последнее – это подголовник, который также должен иметь регулировку (желательно с большим количеством ступеней наклона). Но существуют модели, где подголовника нет, в таких случаях сама спинка должна исполнять его роль, то есть быть выше головы, а не заканчиваться у шеи. Аналогично должны быть и боковые элементы, которые уберегают ребенка от ударов сбоку и не дают ему выскользнуть из кресла. В идеале – такие боковые элементы должны также регулироваться.
До четырех лет желательно, чтобы ребенок закреплялся не штатным ремнем, а ремнями самого автокресла. Они бывают разные, начиная с одного широкого ремня, проходящего через живот младенца, и заканчивая трех- или пятиточечными моделями. Лучше, если ремень будет иметь именно пять точек соединения с креслом, так мы получим в случае аварии большее распределение нагрузок в момент рывка по всему телу, а значит, большую безопасность. Но мало убедиться в наличии пятиточечного ремня, надо еще проверить его качество, эффективность его замков, удобство их открытия. Ведь в моменты ДТП частенько надо в доли секунды освободить ребенка из плена автокресла, но нужно проверить, чтобы слишком удобные замки не смог расстегнуть и сам малыш во время игры. Также всегда смотрим на мягкость ремня и подкладочного материала на уровне паха ребенка. Это, кстати, важно и для девочек, и для мальчиков, иначе даже при кратком переезде между ножек будет натирать.
Множество детских автокресел крепится при помощи штатных ремней безопасности. Это удобно и довольно-таки надежно. Но все же стоит проверить выбранную модель у себя в автомобиле. Также надо задуматься, как перевозить малыша при отсутствии штатного ремня. Самое безопасное место в машине считается за водителем, а ремни на заднем сидении не у всех имеются из-за их необязательности. Поэтому перед выбором автокресла следует установить ремни безопасности на все сидения своего автомобиля. Но раз уж вы действительно думаете об установке, тогда стоит еще качественнее защитить ребенка путем установки не ремней, а специальной системы ISOFIX. Это можно проделать или самостоятельно, или в сервисе (довериться специалистам правильнее). И если выбор падет на ISOFIX, тогда и детское автокресло уже выбираем с поддержкой такого типа установки. И не бойтесь, это не дорого, но зато очень качественно и намного безопаснее в сравнении с ремнями. Кто не знает, расскажем вкратце про данное устройство, ведь оно элементарно простое. К корпусу автомобиля прикручивается или приваривается два кольца (правильнее – прямоугольники), которые немного выглядывают между спинкой и сидением штатного кресла или дивана автомобиля. А во время установки автокресла его специальные зубчики цепляются за эти кольца. В итоге секунда времени – и кресло надежно соединено с автомобилем, секунда потребуется и для нажатия специальных кнопок на автокресле, чтобы зубчики отцепились от колец и кресло можно было снять с авто. Все действительно элементарно и ничуть не ухудшает вид салона, тут даже придуманы специальные накладки, которые надеваются на кольца, чтобы не портить обшивку авто. Кстати, если это ваше первое автокресло, стоит присмотреться к своей машине, быть может, ISOFIX система уже установлена, ведь в Европе перевозка ребенка в автокресле обязательна, и многие производители на этапе разработки это учитывают.
В 2016 году на территории Дрогичинского района было зарегистрировано 5 ДТП, в которых 4 ребенка получили телесные повреждения и один – погиб.
Госавтоинспекция рекомендует родителям постоянно напоминать детям Правила дорожного движения. Водителям необходимо быть особенно внимательными при проезде жилых зон и территорий вблизи детских садов и школ.