Наряду с множеством других почитаемых профессий, уважение и признание в современном обществе находит и труд предпринимателей. Вот и на районном уровне все более значимой становится их доля в формировании бюджета, все более весомую роль они играют в создании рабочих мест и выполнении социальных стандартов. К примеру, в последние годы пассажирские перевозки в сельские населенные пункты, наряду с Дрогичинским автопарком №15, осуществляет и частное предприятие «Валеотранс», которым руководит В.И.Завадский. Его старание на этом участке, деловая ответственность и обязательность способствовали расширению маршрутной сети района и, соответственно, созданию дополнительных удобств для наших сограждан, не имеющих личных автомобилей. Со временем люди привыкли и с удовольствием пользуются услугами частного транспорта. Как удается Валентину Ивановичу Завадскому, председателю районного совета предпринимателей, а теперь еще и депутату районного Совета, совмещать государственные интересы с естественным и закономерным стремлением каждого бизнесмена — заработать деньги? И трудно ли было начать собственное дело? В поисках ответа на эти немаловажные вопросы возвращаемся к предыстории, которая, по словам моего собеседника, начинается с его отца, И.И.Завадского. В лихие 90-ые, когда многие жаловались на отсутствие достойных зарплат и финансовое неблагополучие, Иван Иванович открыл для себя дорогу в Европу и стал заниматься коммерцией. В такие поездки он иногда брал и сына, чтобы тот видел не только выгодные результаты, но и трудности частного бизнеса, в котором при каждой сделке приходится рисковать в первую очередь своими собственными деньгами и благополучием. Осознавая это, на пороге своей самостоятельной жизни Валентин не спешил открывать свое дело. Он поступил и несколько лет занимался на военной кафедре Минского высшего авиационного колледжа. Этот период, по воспоминаниям моего собеседника, стал хорошей жизненной школой, которая дисциплинировала, закаляла, учила строить отношения в коллективе и нести ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за то, что происходит в обществе. Получив высшее образование и специальность радиоинженера, Завадский хотел устроиться на работу в одно из военных ведомств, но встретился с такой волокитой, что пока все решалось, он многое передумал и рассудил: проще обзавестись собственным делом и, не рассчитывая на государственный бюджет, зарабатывать самому. Благодаря поддержке своего отца, Валентину удалось воплотить свой замысел в реальность. Завадский-старший, пока был жив, помог приобрести сыну первый микроавтобус, с которого и началась его самостоятельная коммерческая деятельность. Первоначально молодой предприниматель, изучив сеть пассажирских перевозок в районе, отметил незадействованные маршруты. Убедившись, что его намерения не помешают работе традиционного местного перевозчика — автопарка №15, а, наоборот, на рынке транспортных услуг они будут дополнять друг друга, он получил лицензию и самолично начал работать за рулем маршрутной «таксички». В рейсах бывало всякое: встречались и подвыпившие, и недовольные, и склочные пассажиры. В таких ситуациях Валентин Иванович всегда действовал одним и тем же проверенным способом: невзирая на собственное настроение, он стремился преодолеть зло добром, расположить человека к себе и расстаться с ним в хороших отношениях. Прежде всего потому, что он – клиент, а значит – всегда прав! Впоследствии, чтобы в избранном деле чувствовать себя уверенно, предприниматель получил и второе высшее образование, окончив Минский экономический университет. А ответственная, без задержек и опозданий, работа на линии и уважительное отношение к людям способствовали нормальному пассажиропотоку, а значит, и прибыльности частных рейсов. Видя, что спрос на услуги растет, а транспорта не хватает, В.И.Завадский замыслил расширить маршрутную сеть. Собрав свои накопления – порядка 12 тыс. долларов США, в 2006 году он приобрел еще одно транспортное средство. Но добрые намерения в этом случае обернулись для предпринимателя большими неприятностями. Микроавтобус он купил в России, но, как оказалось, туда он был ввезен из «третьей страны», что потребовало еще почти столько же денег на «растаможку». Таких средств у Валентина Ивановича тогда не оказалось, и микроавтобус, заработанный ценой многодневных стараний за водительской «баранкой», конфисковали. Этот случай стал для предпринимателя хотя и горьким, но весьма поучительным уроком. Однако от своих первоначальных намерений Завадский не отказался: он оформил кредит, купил новый автобус марки «ПАЗ», нанял на работу профессиональных водителей. Теперь в наличии его фирмы — два транспортных средства, которые обеспечивают перевозки людей в направлении Деткович, Антополя, Белина, Хомска и других деревень, заезжая и забирая при этом по одному-два пассажира из малонаселенных пунктов. Сейчас бизнес В.И.Завадского, в котором задействована и его жена, Елена Александровна (она – главный бухгалтер семейного предприятия), переживает те же проблемы, что и другие автоперевозчики: подорожание горюче-смазочных материалов и запчастей нередко сводит старание почти к нулевой прибыли. Однако у Валентина Ивановича уже имеется предпринимательский опыт и твердое убеждение, что тупиков в жизни не бывает. Они встречаются только в голове. Поэтому, поразмыслив и обдумав ситуацию, предприниматель параллельно с пассажироперевозками намеревается открыть и освоить еще одно дело: изготовление топливных брикетов —пилетов. Он взял в аренду помещение и закупает необходимое оборудование, чтобы из соломы, опилок, древесной щепы и других отходов производить продукцию, ориентированную не только на местного потребителя, но и на экспорт. И, как утверждает владелец частной фирмы Завадский, на местном уровне его предпринимательские инициативы всегда находили должное понимание и содействие. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Вполне закономерно, что помогают и поддерживают в первую очередь тех, кто и сам старается, кто своим трудом приносит пользу как семье, так и людям, району, обществу в целом, кто достойно работает не только на себя, но и на пополнение бюджета.
Галина ШАФРАН Фото автора