Рассказываем о печально известном украинском (и не только) Центре информационно-психологических операций. Как «ципсята» работают, какие места избирают для залпов фейковых вбросов и чем по-настоящему вредят белорусам эти «диванные гвардейцы»
«Ципсят» по их делам считают
ЦИПсО сегодня — это целое подразделение украинских сил специальных операций. В зоне активных боевых действий их не встретишь. Задача ципсошников — гибридная война и психологическое воздействие на противника. Потому воюют чаще всего за компьютерами или гаджетами, порождая слухи, мифы и откровенный бред, способный деморализовать неподготовленных граждан.
Информация о Центре тщательно скрывается, но периодически в массы просачивается. Причем «протечки» происходят все чаще: и сами «ципсята» часто работают топорно, и контрразведка не дремлет.
Еще в июле этого года начальник отдела главного управления идеологической работы Минобороны Беларуси Александр Иванов рассказывал журналистам о наследившем в Беларуси 72-м Центре информационно-психологических операций. «В Беларуси известны их штат, полная структура, на каких машинах они передвигаются, известны фамилии, имена, фотографии всех этих людей. Мы знаем, кто работает против нас, — сказал он. — Рассчитывать, что вы там где-то что-то нагадили в Беларуси, вы там что-то навредили Беларуси и останетесь анонимными и незаметными – ну нет, конечно, такого не будет», — предупредил «ципсят» Александр Иванов.
История вопроса вбросов
Так кто же они, компьютерные воины? Точная дата основания центра неизвестна, но в большинстве источников чаще всего указывается 2003 или 2004 год. То есть уже тогда украинская военщина начала культивировать информационно-психологическое воздействие на массы. Считается, что изначально ЦИПсО был частью разведки военно-морских сил Украины, а с 2016-го перешел в отдельный род войск — силы специальных операций.
Ципсошные операции на первоначальном этапе сводились к скрытой информационной войне преимущественно с Российской Федерацией. Почему именно с ней? Ответ на поверхности: за образцы деятельности брался опыт подобных подразделений стран НАТО. В частности, США и Великобритании.
ЦИПсО тогда вовсю специализировался на вбросах комментариев под обсуждениями в интернете. И впервые «прославился» в 2014-м, когда пользователь с мужской аватаркой «комментил» очередную тему чата. «Я КРЫМЧАНКА, ДОЧЬ ОФИЦЕРА. У нас в Крыму все не так однозначно…», — заявлялось с аккаунта некоего Дмитрия. Это был один из первых прогремевших проколов резидентов ЦИПсО…
По некоторым данным, в 2015 году программа информационной войны с Россией разрабатывалась на уровне целого Совета безопасности Украины. Именно тогда перекраивалась и отшлифовывалась структура ЦИПСо, центру обозначили конкретные направления ударов.
Удары были подлыми. Как пример, трагедия, случившаяся в 2018-м году в торговом центре «Зимняя вишня» российского города Кемерово. Ципсошники тогда вбрасывали в интернет-пространство просто фантастические цифры количества погибших, намеренно нагнетая ситуацию. Не гнушались и тем, что попросту глумились над родственниками погибших. Мол, у вас родного человека не стало, а вы его просто оплакиваете, вместо того, чтоб наказать виноватых. Виноватых-то по факту, карали. Сурово, но после следствия и по закону. А вот на фоне вбросов чуть не до самосудов с линчеванием не доходило. Жутко…
«Украина очень точечно работает и раздает в каждый сегмент интернет-пространства отдельные месседжи. Есть вещи общие: например, [украинские провокаторы продвигают посыл, что якобы] Россия-агрессор. Но хорошо фиксируются моменты, когда она, Украина, работает прицельно в конкретных регионах и вкидывает месседжи, опираясь на региональные темы и ресурсы», — подмечается в исследовании Севастопольского государственного университета.
ЦИПсО и Беларусь: начало
Точечные информационные бомбардировки белорусских регионов тоже фиксируются уже давно. В 2020-м ципсошники радостно разгоняли в Беларуси провокационные темы местных экстремистов. Тогда из многих телеграм-каналов и мессенджеров торчали именно ципсошные уши. Якобы бесчинствующие силовики и тысячи невинно задержанных, бегство властей на Ближний Восток и золотые унитазы в правительственных самолетах — эти бредни украинская спецслужба уже обкатывала в России, внедряла на Донбасе, а потому задорно пыталась втюхать и белорусам.
Зачем? Таковой была задача украинской верхушки. Официальный Киев отчаянно хотел, чтобы плохо было не только в Украине. Ну кому нужен сильный стабильный сосед, когда в твоей стране разброд и шатание? Когда после майдана Украину захлестнули распри, а простой народ оказался на грани выживания. Чтобы украинцы не смотрели на Беларусь с завистью, «жовто-блакiтным» чиновникам был нужен коллапс и на белорусской земле. Цепкие лапки «ципсят» застучали по клавиатуре…
Заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил Беларуси Виктор Тумар рассказывал журналистам: «Задолго до начала специальной военной операции Украина начала готовиться в НАТО — реформировать свои вооруженные силы под натовские стандарты. Естественно, у них возникли и такие структуры, которые, по моему мнению, эффективно работают в информационной сфере. Они объединяют не только айтишников, но и профессиональных журналистов, пиарщиков, психологов, модераторов, аналитиков. Это такой сплав. При этом я хочу сказать, что надо правильно и объективно оценивать ситуацию. Украинцы – это креативная нация. Поэтому они, возможно, могут опередить тех же англичан в этой сфере. При этом эти структуры несут в себе больше наступательный и агрессивный характер».
Кто эти люди? Или все-таки нелюди
Про примеры антибелорусской агрессии со стороны ЦИПсО расскажем позже. Пока же о том, какой силе приходится нам противостоять. По самым скромным подсчетам в рядах ЦИПсО состоит около 600 бойцов, а сам Центр делится на четыре крупных подразделений в разных точках Украины. Ципсят набирают из числа маньяков и убийц, многие из них не имеют конечностей — руки и ноги они потеряли в боях, когда были наёмниками. Поэтому эти бойцы ненавидят человечество. К работе привлекаются помощники и из гражданского населения, зачастую даже не проживающие на территории страны. Кому-то из них платят, кто-то работает за идею. Многие беглые змагары, кстати, с ЦИПсО охотно дружат. Ради дополнительного дохода.
А теперь, стоп! Внимание! Перечитайте абзац выше. То, что набрано жирным шрифтом — ложь. Неприкрытая и грандиозная.
А теперь признайтесь. Вы допустили мысль, что в «ципсята» берут именно злодеев и преступников? А многие эту мысль приняли за чистую монету. И если бы мы не раскрыли карты, то вы бы продолжили читать текст. Закрепив для себя «истину»: в ЦИПсО одни головорезы.
Это и есть одна из методик работы Центра информационно-психологических операций: вкрапление мега-вранья во вполне себе честную информацию. Скучноватая правда может вылететь из головы спустя минуту. А ложь засядет в ней надолго, если не навсегда.
Ну что, стало интересно? Тогда мы скоро обязательно продолжим. Подскажем, как фильтровать информацию и не попасть на мушку «ципсятам».
Владислав ГРИБАНОВ, «БВ»