Закон «О занятости населения Республики Беларусь» изложен в новой редакции, а также внесены изменения в ряд нормативных документов. В частности, скорректирован порядок уведомления о вакансиях, введены новые обязанности, связанные с квотами для приема на работу инвалидов. Подробности рассказали в управлении по труду, занятости и социальной защите Дрогичнского райисполкома.
К основным изменениям для нанимателей можно отнести следующие:
– вводится обязанность нанимателей подавать сведения о наличии вакансий, их заполнении либо исключении из штатного расписания в Общереспубликанский банк вакансий путем их размещения на информационном портале государственной службы занятости. Сведения нужно предоставлять в электронном виде, самостоятельно заполнив соответствующую электронную форму на портале государственной службы занятости. Исключение предусмотрено только для нанимателей со списочной численностью работников не более 5 человек. Они смогут подавать сведения в письменном виде;
– нанимателям предоставляется право не уведомлять службы занятости о наличии вакансий, если работу по этой вакантной должности выполняет работник дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени;
– нанимателям (работодателям) предоставляется право размещать на информационном портале государственной службы занятости сведения о поиске граждан для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, рабочих местах, которые еще не созданы;
– предусматриваются обязанности, которые связаны с введением квот для приема на работу инвалидов. Такие квоты будут устанавливаться для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов, некоммерческих и бюджетных организаций) в порядке, определенном Совмином;
– прямо предусмотрено, что при приеме на работу обязанных лиц не нужно запрашивать характеристику с предыдущих мест;
– установлено, что по общему правилу обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней. Отпуск продолжительностью 7 календарных дней устанавливается в случае, если на дату его предоставления у такого обязанного лица имеется неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
– дополнены основания увольнения обязанных лиц.
Таким образом, для исполнения указанных выше обязанностей у нанимателя со списочной численностью работников более 5 человек должна быть электронная цифровая подпись. В случае если ЭЦП нет, ее нужно получить до 1 января 2025 года. Информацию о порядке получения ЭЦП можно посмотреть на сайте РУП “Национальный центр электронных услуг”.
За неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и соцзащите уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 15 БВ (ч. 3 ст. 10.11 КоАП).