Мы продолжаем рассказывать о молодых специалистах Дрогичинского района. В преддверии Дня работников культуры нашими собеседницами стали научный сотрудник музея народного творчества «Бездежский фартушок» Ольга Сацюк и учитель по классу фортепиано детской школы искусств Диана Михалюк. Всего в наш район в этом году пришли семь молодых специалистов в сфере культуры.
Экскурсантов нужно любить
Ольга Сацюк родилась и выросла в агрогородке Радостово в многодетной семье. В старших классах местной школы девушка поняла: ее интересует все, что связано с путешествиями. Поэтому после окончания школы Ольга поступила в Волковысский педагогический колледж на специальность «Туризм и гостеприимство». По профессии она турагент и экскурсовод.
Во время учебы у моей собеседницы были запоминающиеся практики.
– На втором курсе на практике мы ездили в Несвижский, Мирский, Коссовский и Ружанский замки. Эта практика была самая интересная: мы путешествовали по Беларуси, посещали разные турагентства, – вспоминает молодой специалист. – На третьем курсе я проходила практику в Военно-историческом музее имени Д. К. Удовикова, где училась работать с документацией. Затем я попробовала себя в роли администратора санатория «Ружанский», а также на практике была в музее народного творчества «Бездежский фартушок», где сейчас и работаю.
Вспоминая школьные поездки в музей народного творчества, Оля не могла подумать, что через некоторое время будет стоять на месте экскурсовода и рассказывать посетителям об экспозициях, уникальных творениях местных мастериц, проводить экскурсии по крестьянскому подворью. И вот с августа этого года Ольга стала научным сотрудником в «Бездежском фартушке». Как молодому специалисту, девушке предоставили арендное жилье: она живет рядом с местом работы, в Бездеже. Непосредственно перед началом работы ей выплатили подъемные, также ежемесячно она получает надбавку к зарплате.
Коллектив музея народного творчества тепло встретил молодого специалиста.
– Коллектив дружный, все друг другу помогают. Само по себе место интересное, поэтому здесь всегда занимательно проводить экскурсии. Также я занимаюсь документами: заполняю договоры, счета, – говорит научный сотрудник. – Поначалу с ведением документации возникали трудности, но все, что мне было непонятным, спрашивала у старших коллег: они никогда мне не отказывали. Сейчас все становится более ясным.
Самое интересное в работе Ольги – общение с людьми. Для экскурсовода важны манера поведения, внешний вид и культура речи, а главное – умение установить контакт с группой. Экскурсантов нужно любить, быть к ним внимательным, приветливым, не загромождать свою речь непонятными терминами, а если без этого не обойтись – доходчиво объяснить. Надо уметь быстро ориентироваться, ведь всегда нужно ответить на вопрос экскурсанта. Не менее важна хорошая память – в музее много экспонатов, которые необходимо помнить. И, конечно, иметь усидчивость, чтобы работать с документами.
На практике здесь, в «Бездежском фартушке», первую экскурсию Ольга проводила с детьми детского сада. Тогда она не полностью владела материалом, но с приходом на работу стала чувствовать себя уверенно: девушка узнала интересующие моменты, ей обо всем подробно рассказали. Сейчас она проводит экскурсии в различных группах – со взрослыми, детьми.
– В этом уже есть небольшой опыт. Мне нравится работать с теми группами, которым интересно слушать то, что я рассказываю, когда между нами происходит диалог: я задаю вопрос, а они отвечают, задают дополнительные вопросы, – рассказывает молодой специалист. – Есть, конечно, и группы, которые не особо вникают, поэтому их нужно стараться увлечь. Все‑таки мне легче проводить экскурсии с более старшими группами: они хотят все узнать, активно задают вопросы. С любой группой интересно, главное – найти подход.
Ольга решила не останавливаться на этом: сейчас она заочно учится в Гродненском государственном университете имени Я. Купалы по специальности «Туризм и гостеприимство». После окончания отработки девушка хочет попробовать себя в турагентстве.
Свободное время молодой специалист проводит за просмотром хорошего фильма или чтением литературы – в особенности Ольгу увлекают книги по культуре и искусству.
***
По счастливой случайности нам удалось побеседовать с директором музея народного творчества «Бездежский фартушок» Марией Остапович. Мы узнали, что она думает насчет молодого специалиста.
– В прошлом году наш музей был без научного сотрудника. Когда к нам распределили Ольгу, мы очень обрадовались. Она была в нашем музее народного творчества еще на практике, поэтому уже знали девушку. С приходом на работу коллектив ближе познакомился с молодым специалистом, мы сразу же предоставили Ольге жилье, – рассказывает Мария Михайловна. – Ольга – очень хороший сотрудник, привычный к физическому труду: мы ухаживаем за экспонатами, выполняем сельскохозяйственные работы на улице. Костюмы изо льна, в которых проводятся экскурсии, нужно утюжить после каждого раза: Ольга всегда следит за тем, чтобы они выглядели опрятно. Она схватывает всю информацию на лету, сразу же начала проводить экскурсии. С каждым разом получается все лучше: у нее уже вырабатывается своя манера ведения экскурсии. Я очень рада, что наш музей укомплектован. Ольге хочу пожелать творческих успехов и дальнейшего карьерного роста.
«Самое приятное – видеть достижения своих учеников»
Диана Михалюк выросла в Дрогичине. Ее отец работал в охране, мать – бухгалтером. С ранних лет девушка получала музыкальное образование.
– У моей мамы в детстве была мечта: она хотела заниматься фортепиано, но родители были против. Они не хотели, чтобы их дочь связывала свою жизнь с музыкой, – рассказывает моя собеседница. – Поэтому мама привила мне любовь к музыке с детства, и с первого класса я начала заниматься в музыкальной школе на фортепиано. Конечно, были моменты, когда хотелось бросить это занятие, но я рада, что не сделала этого.
Поначалу Диана не думала связывать свою жизнь с музыкой, но благодаря своей учительнице – к слову, молодому специалисту, который ее выпускал, – она изменила решение. И после окончания девятого класса СШ № 1 девушка поступила в Брестский государственный музыкальный колледж.
– Учеба была нелегкой: много времени отводилось практическим занятиям. Я считаю, что в колледже можно получить лучшее образование: преподаватели нацелены на то, чтобы обучить тебя всему, они очень человечные и относятся хорошо к каждому, делают все для того, чтобы их ученики занимались и развивались, дают бесплатные дополнительные уроки. Они любят своих воспитанников и хотят им помочь, – говорит Диана.
С третьего курса у Дианы началась практика, во время которой занималась с двумя детьми – с девочкой и мальчиком, которые усердно работали. Она с ними хорошо ладила.
По окончании колледжа Диана вернулась в родной город, где брала целевое направление: сейчас в Дрогичинской детской школе искусств она обучает детей игре на фортепиано. Девушка живет в родительском доме – не было надобности в арендном жилье. Как и всем молодым специалистам, Диане выплатили подъемные, также она получает надбавку к зарплате.
Коллектив принял Диану хорошо: она здесь училась, и многие ее знают. На первом общем собрании молодых специалистов девушка играла на фортепиано.
– После выступления другие учителя меня поздравили и сказали, что будут рады со мной работать. И бывший директор, который давал мне целевое направление, подарил цветы. Это очень приятно, – делится молодой специалист.
Диана работает с детьми разного возраста – с подготовительной группой, первоклассниками. Она считает, что ей повезло с учениками: все они одарены музыкальностью. Своим воспитанникам она рассказывает об устройстве фортепиано, о многих техниках игры – какими штрихами нужно играть и как извлекается звук, обо всех ритмических и динамических нюансах.
– Работа учителя тяжелая: я прихожу и всю себя отдаю детям. Мне важно, чтобы ученик после урока вышел со словами: «Мне все понятно, я буду заниматься». Когда ребенок не понимает материал – стараюсь найти подходящий для него способ объяснения, привожу различные примеры. Дети приходят разные: одни посильнее, другие менее подготовлены. Помимо этого, нужно заполнять документы, вести журналы. К концу дня чувствую усталость, – говорит молодой специалист. – Но самое приятное в работе – видеть достижения своих учеников и слышать похвалу в их адрес: «Вот это молодец, отлично сыграл. Учитель хорошо обучил ребенка». Это лучшая похвала для преподавателя.
Диана отмечает, что у учителя достаточно много письменной работы: хотелось бы время, потраченное на ведение документов, посвятить занятиям по фортепиано с учениками.
У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, но, по мнению Дианы, любую способность можно развить. Детей нужно отдавать в музыкальную школу на любой инструмент – в этом уверена моя собеседница. Ведь музыкальные инструменты развивают уникальные способности мозга. Так, у детей, которые обучаются игре на фортепиано, лучше развито внимание, ловкость рук и выше общая успеваемость по школьным предметам, развивается координация: при игре задействованы ноги, руки, голова, глаза, память.
Сейчас молодой специалист заочно учится в Минском государственном университете имени М. Танка на факультете эстетического образования. В свободное время она любит рисовать и заниматься готовкой – это успокаивает и расслабляет. Грандиозных планов Диана не строит: может, останется на первом рабочем месте, а возможно, выйдет замуж и уедет в другой город. Но она твердо знает: все равно будет работать по своей профессии.
Алина ГОРБАРУК.
Фото автора.