Поводом к размышлению по теме дорожной безопасности стал недавний случай: в редакцию зашел житель нашего райцентра, чтобы от имени автолюбителей поднять очень «острую», по его мнению, проблему. «Нужно ходатайствовать, чтобы убрали столб возле магазина «У озера», что в районе ПМК, – он мешает движению» – такова, если говорить вкратце, была цель его визита.
Мужчина рассказывал, что, подъезжая к магазину, он, как и многие другие автолюбители, обычно паркует личное авто на площадке возле этой торговой точки. И далее жаловался на то, что, выезжая со стоянки, водители нередко цепляют опору линии электропередач, которая некогда была возведена на этой необорудованной парковке. А значит, как настаивал наш собеседник, нужно обращаться в соответствующие службы и всеми усилиями добиваться, чтобы со стоянки убрали тот злополучный столб. «Вот и недавно мой приятель, двигаясь задним ходом, так врезался в это препятствие, что ремонт автомобиля ему где-то в 200 «баксов» обошелся», – посетовал мужчина.
И тут я, несмотря на свой более чем 20-летний стаж вождения, невольно посочувствовала пешеходам. Ведь если мы, автолюбители, так упорно не замечаем препятствия в виде недвижимого столба на своем пути, что это становится проблемой, то где уверенность, что у нас получится увидеть человека, который окажется на том участке? Где гарантии, что сможем избежать наезда на пешехода, который случайно окажется вблизи той злосчастной опоры?
Слушая такие истории, с горестью осознаешь, что анекдоты «про блондинку за рулем» значительно проигрывают по сравнению с реалиями нашей жизни. И это – упрек не столько нашему конкретному посетителю, сколько серьезный повод задуматься над тем, что дорога в принципе не прощает ошибок. Чуть расслабился за рулем и потерял бдительность, чуть превысил скорость, чуть нарушил правила, чуть уверовал в собственную непогрешимость – и ты уже близок к непоправимым последствиям. Так было и в том случае, когда водитель микроавтобуса «на пару секунд» отвлекся от дороги, чтобы взять бутылку с питьевой водой и утолить жажду. В результате – авария и семеро погибших. Так было и совсем недавно, когда в соседнем Ивановском районе женщина на автомобиле, совершая поворот на перекрестке, вопреки требованиям ПДД, не пропустила двигавшегося во встречном направлении водителя мотоцикла. В результате молодой байкер от полученных травм скончался на месте…
И подобные сообщения фиксируются почти ежедневно. Вроде бы мелкие, на первый взгляд, нарушения нередко приводят к большой беде. Поэтому столб возле магазина в районе ПМК – вовсе не препятствие, а лишь напоминание особо ретивым водителям о том, что аккуратнее едешь – дальше будешь!
К сожалению, очень сложно бывает изменить сознание людей и настроить их на то, что правила дорожного движения не должны нарушаться. Особенно со стороны водителей, управляющих автомобилем – средством повышенной опасности. Пока это – трудновыполнимая сверхзадача. И потому в отдельных местах, и в особенности, в жилых зонах, важно создавать среду обитания, при которой ошибки людей, в том числе, и водителей, не будут приводить к критическим последствиям. В частности, я поддерживаю идею нанесения разметки и искусственных неровностей в той части городских дорог, где сложилось интенсивное пешеходное движение. Ведь если знак ограничения скорости можно не заметить или проигнорировать, что некоторые и делают, то так называемые «спящие полицейские» невольно ограждают от лихачества в городе и от последствий быстрой езды.
Есть чувство удовлетворение и от того, что наконец-то решилась и наболевшая проблема жителей домов №28 и №14 по улице Карла Маркса в Дрогичине. Она заключалась в том, что параллельно с ростом числа автомобилей в городе их междворовая дорога, которая значительно сокращала путь от центральной улицы Ленина к больнице, городскому водоему и объектам микрорайона ПМК, становилась весьма активной проезжей дорогой. Не скрою – сама иногда пользовалась этим маршрутом. И всегда проезжала этот участок на минимальной скорости, остерегаясь возможных последствий. Ведь подъезды этих домов выходят едва ли не на проезжую часть дороги, а значит, ребенок прямо из двери дома попадает в зону опасности и может оказаться под колесами автомобиля. И, как мне кажется, это напрягало каждого, кто осознавал и понимал ситуацию. По сути, у жильцов этих домов фактически не было своего двора, где они бы могли чувствовать себя спокойно и комфортно. Особенно интенсивное движение создавалось в часы «пик», когда спешащие автомобилисты стремились сократить свой маршрут и на удобной им самим скорости пролетали по этому участку. Не прекращалась автомобильная езда и с наступлением сумерек, хотя, согласно ПДД, в ночное время водителям механических транспортных средств запрещается транзитное движение в жилой зоне.
Некоторое время назад жильцы домов №28 и №14 начали отправлять коллективные обращения в различные инстанции, чтобы на придомовой дороге было ограничено движение транспорта. После их настойчивых ходатайств, содержащих более полусотни подписей, местные органы власти решили вопрос в пользу жителей, и проезжая часть дороги от городского рынка в сторону вышеуказанных строений была заблокирована железобетонными конструкциями с соответствующей дорожной разметкой. Казалось бы, справедливость в отношении жильцов этих домов восторжествовала.
Однако и сегодня время от времени в соцсетях появляются негативные комментарии по случаю установки запрещающих элементов на этой части придомовой улицы. Мол, выглядят эти конструкции в центре города не совсем эстетично…
Но разве имеет это значение по сравнению с безопасностью людей?
Конечно же, на этом месте прекрасно бы смотрелись популярные конструкции для ограничения потока транспортных средств, изготовленные в виде правильных полусфер. Ими ограждены многие из участков массового скопления людей на одной из центральных столичных улиц – в районе метро «Немига». Да и в нашем Дрогичине такие элементы уже не в новинку: они установлены на территории райбольницы и определяют зону движения автомобилей «скорой медицинской помощи» и иного спецтранспорта при доставке больного в приемный покой.
Возможно, в дальнейшем, когда благоустройство междворовой дороги возле домов №28 и №14 будет включено в программу бюджетного финансирования и на эти цели будут выделены определенные денежные средства, современные ограничители транспортного потока в виде ярко-желтых полусфер будут возведены и на улице Карла Маркса. Но сегодня это – вопрос совсем не первостепенной важности.
Галина ШАФРАН