Каждый имеет свое представление о малой родине и свои сокровенные чувства к тем местам, которые хранят милые образы и светлые мечты его детства. И у каждого – свое понимание благоустройства этой малой частицы земли, которая стала незабываемой, доброй и ласковой, песней в его судьбе…
Задолго до того, как нынешний год в Беларуси был объявлен Годом малой родины и прозвучал призыв внести свой вклад в поддержку и обновление дорогих нашему сердцу мест, бывший военный офицер, а ныне – бизнесмен из Москвы Александр Георгиевич Рапинчук активно начал содействовать ремонту и восстановлению православного храма деревни Воловель, построенного в 1766-м году. На это богоугодное дело он не только пожертвовал немалые суммы денег, но вместе с настоятелем и прихожанами преодолел многие бюрократические препятствия, чтобы вывести церковь из аварийного состояния, спасти от ветхости и последующего закрытия.
– Фундамент подгнил и разъехался, стены начали клониться, возникла угроза обрушения колоколен. Храм нужно было срочно ремонтировать, укреплять, и на это нужны были огромные средства. Мне советовали: «Молись и делай все как надо, и великомученик Георгий Победоносец тебя не оставит». Так и вышло: Господь незримо помогал мне руками людей. Вот и Александр появился в то время, когда поддержки, казалось бы, ждать было уже неоткуда, – рассказывает настоятель Георгиевского храма иерей Сергий Немшон.
Мы идем за церковную ограду, где строго и величественно тянутся к небу зеленые купола святыни, гармонично сочетаясь со светло-коричневыми деревянными стенами и радуя глаз ярким весенним цветом. Веками намоленная церковь и сегодня служит местом духовного утешения сельчан, и знакомый многим здешним поколениям малиновый звон ее колоколов возвещает жизнь в этих местах. А в ее стенах снова и снова возносится молитва «о жертвователях, строителях, благоукрасителях храма сего», и она будет звучать столько, сколько и будет стоять на этой земле святыня. Так обретается нелегкий путь к духовному совершенствованию и спасению.
Однако изначально московский бизнесмен Александр Георгиевич Рапинчук, навещающий места своего детства и своих родственников в Воловле, был далек от всего этого и ни о чем таком не помышлял и не думал. Он и сегодня не хочет распространяться о своей благотворительности, а рассказывает о чувствах, которые вдохновили его на доброе дело…
Александр вспоминает, что здесь, в Воловле и Закозеле, проходили многие дни и месяцы его детства и юности. В те времена, когда он из Минска приезжал на каникулы к дедушке с бабушкой, к теткам, дядьям, двоюродным братьям и другим родственникам, в этих местах бурлила настоящая жизнь: кипела работа, по деревне ходила молодежь, вечерами далеко за полночь в окрестности звучали песни…
– Мне в городе было неинтересно, потому что здесь был простор, ватага друзей, походы на канал и другие незабываемые приключения. Здесь жили все мои родственники по линии отца и матери, и я помню, как с дедушкой, бывшим фронтовиком-сапером Иваном Демидовичем Гарастюком, который дошел до Берлина и имел личную награду от командарма Рокоссовского, ночью ходил сторожить ведомственную технику, – рассказывает А.Г. Рапинчук.
Потом Александр из Минска уехал и поступил в военное училище, служил в суровых условиях Чукотки и Курильских островов и остался в России, в Москве. Вышел в отставку в большом звании, начал свое дело. Но всегда находил время, чтобы навестить родственников в Беларуси.
– В своей жизни я побывал во многих местах, проехал Европу, Америку, Азию. Там есть самые передовые технологии, есть прекрасные бытовые условия со всеми удобствами, но только здесь, когда я иду по улице, незнакомые люди здороваются со мной и говорят: «Христос Воскресе!» И это то, что мне особенно дорого, поэтому моя душа всегда стремится сюда, где остались лучшие воспоминания моего детства и отрочества, где по сей день живут мои родственники, которым при жизни можно возводить памятник за их усердный повседневный труд… Жаль только, что деревня перестала быть тем шумным и веселым местом, которое привлекает молодежь, и что многие сельские дома теперь опустели. И для меня это – как личная боль, – искренне сокрушается мой собеседник.
Однажды Александр, находясь в гостях на земле Закозелья и разговорившись со своей тетей, маминой сестрой Юлией Ивановной Вильготской, которая поет в церковном хоре, узнал, что в деревню направлен новый священник – «молодой, маленький, худенький, и что он без особой помощи и поддержки со стороны затеял ремонт обветшалого Георгиевского храма».
– Прохожу как-то мимо и вижу, как батюшка сам траву возле церкви обкашивает. Другой раз захожу в храм, а он полы ремонтирует. Думаю: как же так, ведь не для себя же старается, для людей. И один… Поговорил с батюшкой, и меня не просто удивило – поразило его подвижничество, его духовный подвиг… У меня была непростая жизнь и судьба, и я иногда думал о себе, что я – герой. Потому что выстоял во многих жизненных перипетиях. А тут увидел это и понял, что я – обычный рядовой. А настоящий герой – это он, наш сельский батюшка. Потому что в последние годы я нередко сражался ради собственных интересов. А отец Сергий шел в бой за веру, за храм, и его главным оружием была молитва. Я когда осознал это – испытал шок. Я был впечатлен его силой духа, его бескорыстием и скромностью, его стремлением сохранить святыню для села, для будущих поколений. Он сражался за общее благое дело, и я, как человек военный, просто встал в его ряды…
Но мне помогать было легко: отдал денежные бумажки – и уехал. Я ничего не строгал, не носил, с рабочими не договаривался – я никаких подвигов не совершал. Более того, помогая отцу Сергию, я постепенно и сам укреплялся в вере и воцерковлялся, учась жить с миром в душе. Интересуясь историей храма, я узнал, что в нем венчались мои родители и меня здесь крестили, о чем сохранилась соответствующая запись. Жизни и судьбы моих родных людей связаны именно с этим местом. Сейчас вот я собираюсь навестить свою крестную, Любовь Степановну Гарастюк, а ее муж, Степан Михайлович, крестил мою родную сестру Марину. Мой отец был Георгий, а мне, его сыну, выпала честь помочь благоустроить Георгиевский храм. Все здесь переплетено, все дорого, и именно эти места я могу назвать своей малой родиной. И мне, приезжая сюда, хотелось бы видеть, что жизнь здесь продолжается, – признается А.Г. Рапинчук.
Конечно же, Александр Георгиевич, как и каждый из нас, мог бы потратить свои сбережения на развитие собственного дела, на нужды своих детей. Но, как считает наш земляк-благотворитель, у него есть оправдание: он помог сохранить святыню в своем родном краю. Ведь человеческая жизнь очень быстротечна, и никто не знает, когда завершится его земной путь. И с собою человек ничего не забирает, а ходатайствовать пред Господом в жизни вечной о нем будут его добрые дела, покинутые на земле.
«И если когда-нибудь, в минуты трудных жизненных испытаний, мои дети или близкие родственники зайдут в храм – в Воловельский или какой другой, который поближе к их дому, и обретут в его стенах радость и утешение – моей душе и на том свете будет легче. Значит, все было не напрасно. Я не зря прожил свою земную жизнь», – рассуждает А.Г.Рапинчук, который по мере своих сил и возможностей разделил трудности и проблемы своих родственников и земляков.
И для него 2018-й стал отнюдь не первым, а очередным Годом малой родины – естественной потребностью его души…
Галина ШАФРАН
Фото автора